Османская империя: национальная пропаганда в Первой мировой войне

 
В начале ХХ в. стало понятно, что неспешному образу жизни XIX в. пришёл конец, наступает суматошная эпоха национальных и международных конфликтов и гонки вооружений. Незадолго до Первой мировой войны Османская империя потерпела тяжёлое поражение в Балканской войне 1912-1913 гг. Тогда империя потеряла практически все свои владения в Европе, сохранив лишь Стамбул и небольшую прилегающую территорию.

Власть султана была минимальной, основную роль в управлении империей играли его министры Энвер, Талаат и Джемаль, руководившие партией «Единение и прогресс». Решения, которые принимались на конгрессах партии, оказывали огромное влияние на политическую обстановку в стране.

Вследствие поражения в Балканской войне Османскую империю не включили ни в один из формирующихся европейских альянсов. Лето 1914 года началось с того, что мгновенно образовавшиеся европейские альянсы готовились нанести удар по Османской империи. Убийство австро-венгерского крон-принца Франца-Фердинанда и его жены сербским террористом Гаврилой Принципом в Сараево подтолкнуло правящую партию «Единение и прогресс» к поиску альянса с одной из господствующих держав. Попытка Джемаля-паши в середине июля заключить союз с Францией и Великобританией провалилась. Тогда последовали переговоры с Германией, которые завершились подписанием договора об османско-германском альянсе 2 августа, как только началась Первая мировая война.

Период с начала августа до начала ноября, когда Османская империя официально вступила в войну, до сих пор остаётся спорным для историков. Шансов остаться в стороне не было. После 1918 года часто повторялось заявление, что партия «Единение и прогресс», в частности триумвират Энвера, Талаата и Джемаля, ввергли Османскую империю раньше времени в войну, к которой та была совершенно не готова и не хотела сражаться. С другой стороны, для империи война была неизбежной, а главной ошибкой правящей партии был неправильно выбранный момент выхода на арену боя.

Османская империя выступила на стороне Германии под прикрытием идей пантуранизма и Священной войны (джихада). Пантуранизм ставтил своей задачей создание Великого Турана - государства, простирающегося от Адриатики до Монголии с центром в Анкаре.
Во многом на это повлияла и германская пропаганда, особенно активная в 1913 году. Германские публикации империалистического и колониального характера спровоцировали развитие движений пантуранизма и «Объединение ислама» (Ittihad-i Islam).

В 1914-1918 гг. Османская империя не сумела создать эффективный механизм пропаганды. Это можно объяснить тем, что в империи были недоразвиты многие характерные признаки современного государства, такие общая грамотность населения, развитая промышленность, относительная демократичность общества. Также причиной отсутствия пропаганды служила жёсткая цензура военного времени, установленная правящей партией «Единение и прогресс». В качестве методов подавления любой оппозиции служили ссылки и заказные убийства, а свобода печати была очень ограничена. Кроме того, постоянные интриги среди сторонников триумвирата Энвера-Талаата-Джемаля мешали правительству проводить последовательную политику в культурной и военной сфере. Грамотное население едва составляло 10%, образовательная инфраструктура не развивалась. Сильно отставало и издательское дело, которое не могло производить бумагу в промышленных масштабах. Это привело к тому, что каждый сантиметр в газетной колонке ценился очень высоко, и для пропагандистских материалов во время войны отводилось совсем мало места. В результате поставкой бумаги занимались германское и австрийское посольства, благодаря этому частично захватившие контроль над османской печатью.

Идеологическими основаниями для османской военной пропаганды послужили четыре идеологических течения, господствовавших в то время в Османской империи – османизм, исламизм, западничество и только зародившийся пантюркизм. Пантюркизм получил особенное развитие после поражения в Балканских войнах 1912-1913 гг. Исламизм стремился к созданию единого государства для всех мусульман – мирового Султаната. Пантюркизм заботился о возрождении турецкой нации. Позднее из пантюркизма выросло ещё одно течение – пантуранизм, мечта о создании Великого Турана. Это государство должно было объединить все тюркские народы. Остальные течения выступали в оппозиции к пантуранизму. Для усиления националистических движений, которые активно развивались в 1913-14 гг., требовалось относительное спокойствие в экономической и политической жизни страны. Однако в свете Первой мировой войны эти условия оказались невыполнимы.

Главным идеологом пантюркизма стал Зия Гёкальп, а также ярый противник Российской империи, иммигрант с Кавказа Юсуф Акчура. Эта идеология развивалась несколько искусственно, в кабинетах. Так, литераторы спорили между собой о правомерности сохранения слов, заимствованных из арабского и персидского языков, и создании нового, упрощённого турецкого языка. В начале ХХ-го в. появились организация Türk Ocağı («Турецкий очаг»), которая издавала журнал Türk Yurdu («Родина турков»). Они стали основными источниками националистической пропаганды на заре Балканской войны. В статье 1914 года Гёкальп писал: «Когда нация сталкивается с бедствием или серьёзной опасностью, индивидуальность исчезает и растворяется в обществе. В такие времена в душе каждого живёт лишь национальное единство. Нация без идеалов обречена на гибель, в то время как нация с идеалами всегда возродится, даже если политически она мертва».

С самого начала пантюркизм был основной идеологией в милитаристских молодёжных группировках. Возникло общество Türk Güçü («Сила турков»), пропагандировавшее здоровый образ жизни и развитие физической силы. В журнале Türk Yurdu вышла статья, которая начиналась следующими словами: «Наш народ должен жить! Для этого туркам нужна сила. Жизнь – это борьба, а физическая сила – залог выживания». Осуждались склонность современной молодёжи к мечтательности, воспетый литературой разгульный образ жизни.

Всё чаще в литературных изданиях встречались термины из пантюркистской идеологии. Предлагались планы прославления турецкой нации. В первую очередь предполагалось провести реформу языка и алфавита, возродить турецкий язык и очистить его от арабского влияния. Предполагалось, что самосознание турков повысится настолько, что они будут использовать только товары собственного производства - для этого многое нужно сделать, но и турков много. Так, одна в одной из статей говорилось, что только в России проживает 30 миллионов турков, а турецкий язык – третий по распространённости в мире. Стоит отметить что цифра в 30 млн. турок в России – это какая-то совсем уж наглая пропагандистская ложь. По состоянию на 1897 г. всех тюркских народов в Российской империи проживало 13.6 млн. человек. Вряд ли турок среди них было больше миллиона.

Обсуждая политические мотивы вступления Османской империи в войну, историки не всегда рассматривают культурную среду. А в это время пантюркизм всё быстрее двигался к пантуранизму, погружаясь в подстрекательство к войне и пропаганду Великого Турана и панисламизма в августе-ноябре 1914 г. Активность пантюркистов не была хаотичной, она являлась результатом согласованных действий, которые управлялись из одного центра, систематически, по заранее намеченному плану.

В клубах партии «Единение и прогресс» вместе с мечтой о Великом Туране на высшем уровне всячески поощрялось поклонение Энверу-завоевателю. Партия симпатизировала пантюркистам. В течение первых двух лет войны также окрепло пантюркистское движение в Анатолии, которое представляли Халиде Эдип и Яхья Кемаль. Их представление о турецком национализме было более реалистичным, без одержимости идеей Турана.

К середине войны правительства воюющих стран поняли, насколько важна пропаганда. Британские самолёты тысячами сбрасывали листовки в окопы противника, чтобы подорвать боевой дух солдат. В Османской империи средством официальной военной пропаганды стали выставка картин в Галатасарае, выпуск нового журнала Harp Mecmuası («Военный журнал») в 1915 г., где печатались списки убитых, патриотические стихи и рассказы. Однако эта агитация принесла плоды слишком поздно.

После 1916 г. правящая партия начала проводить следующую политику: знаменитые писатели сочиняли на заказ для армии – старый метод идеологического контроля солдат. Тем не менее, большинство авторов соглашались писать лишь за достойную оплату. После 1916 г. Зия Гёкальп отошёл от партии «Единение и прогресс» и основал издание Yeni Mecmua («Новый журнал»). Основная идея заключалась в том, чтобы собрать и защитить от государственного преследования авторов, обладающих достаточным талантом для создания «национальной литературы». К этому времени Гёкальп оставил идеалы Турана и проникся идеей развития турецкого общества в существующих границах страны.

В информационной войне Османская империя проиграла также как и её союзница Германия. В то время как Антанта с самого начала войны распространяла о противниках лживые слухи, листовки, запугивала ужасными историями, немцы считали, что сила оружия главнее любых слухов. Самым популярным жанром стали журнальные карикатуры, где чаще всего высмеивался кайзер Германии Вильгельм II. В Османский империи низкий процент грамотности значительно уменьшал эффективность печатной пропаганды. В то же время военная интеллигенция подхватила идеи пантюркизма.

В результате проигрыша в Первой мировой войны в 1918 году Османская империя распалась. Началась гражданская война. И если в 1914-1918 годы агитационные плакаты печатали в Австрии и Германии, то во время гражданской войны 1918-1922 годов успешно использовалась печатная пропаганда на турецком языке, призывающая к борьбе за свою нацию.




«Стойкие, преданные своей храброй молодёжи и всем покорённым врагам»


Портреты императоров Вильгельма II, Франца-Иосифа, Фердинанда I, султана Мехмеда Решада.










«Мы хотим быть братскими народами»


Австрийская открытка с изображением Энвера-паши.


Во дворе мечети в Константинополе мулла призывает к Священной войне.


«Пробуждение Востока»


1915 г. – флаг альянса Австрия – Османская империя – Германия


Реклама 1918 г. турецких сигарет «Мурад»

Просмотров: 8836
Другие материалы раздела
Редакция рекомендует
               
 

Комментарии (всего 0)

  • Укажите символы,
    которые вы видите на картинке

 
топ

Пропаганда до 1918 года

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

От Первой до Второй мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Вторая мировая

short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

После Второй Мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Современность

short_news_img
short_news_img
short_news_img
 
X