Крымская война в британской и французской сатирической прессе. Часть 1

 
Люди и события Крымской войны в представлении французской и британской сатирической прессы. Основное внимание уделено двум крупнейшим сатирическим изданиям XIX-го в. – французской газете Le Charivari и лондонской Punch.

Турецкий вопрос


Крымская война стала первой медийной войной. Телеграф позволил получать новости с военных фронтов в считанные дни, а не недели, как раньше. Впервые ужасы войны показала фотография, и эти сцены войны вызывали возмущение обычных англичан и французов. Из-за невнятной политики правительств и быстрых репортажей о происходящем на фронте ни во Франции, ни в Англии, народ не проникся энтузиазмом и не поддержал войну.


Россия с Закавказьем. Карта в книге Э. Г. Нортона «История войны с Россией», Лондон, [1855-57?]
На этой карте показана зона военного конфликта во время Крымской войны. На восточном побережье Чёрного моря, где Россия граничила с Османской империей, русские собирались перейти реку Дунай и двинуться дальше на юг, к Константинополю, чтобы открыть путь к Средиземному морю. Когда турки разрушили этот план, театр военных действий переместился в Крым – полуостров в северной части Чёрного моря.


«Парижане изучают Турецкий вопрос». Оноре Домье, Le Charivari, 4 августа 1853 г.
3 июля 1853 года русская армия перешла реку Прут и 15 июля вошла в Будапешт, подчинив Дунайские княжества. Французская пресса немедленно сообщила об этом событии и угрозе войны.


«Консилиум о состоянии Турции». Джон Лич. Punch, 17 сентября 1853 г.
Англия и Франция совещаются, в то время как над постелью больной Турции навис призрак России, предвещая распад Османской империи.

Царь Николай I



«Николай, самодержец всея Руси», из статьи М. Демидова «Путешествия по южной России и Крыму». The Illustrated London News, 6 августа 1853 г.
Этот парадный портрет царя резко контрастирует с его обычными изображениями в сатирической прессе.


«Император Николай работает в своём кабинете». Оноре Домье, Le Charivari, 8 августа 1850 г.
Царь Николай прыгает по карте Франции в своём военном кабинете, размахивая мечом. Рядом стоит казак, указывая на Францию копьём. Царь часто в открытую демонстрировал недружелюбное отношение к Франции.


«Питомец Манчестерской школы», Джон Тенньель, Punch, 15 апреля 1854 г.
Сторонник Общества мира Ричард Кобден и Джон Брайт, квакер и член парламента, открыто выступали против войны с Россией. На карикатуре показано, как эти два манчестерских политика помогают царю Николаю I разрушить Османскую империю.


«Te Deum [Laudamus]» («Тебя, Бога, хвалим») – традиционный христианский гимн радости и благодарения. Джон Лич, Punch, 28 января 1854 г.
Россия, представляющая интересы Греческой православной церкви, защищала христианские святыни на территории Османской империи. Однако в Европе считали, что царь Николай использует отказ Турции в протекторате над святынями как предлог, чтобы развалить Османскую империю. Поэтому царь Николай I изображён в образе Дьявола в религиозной обстановке.


«ИСКУСИТЕЛЬ. Если ты согласен отдаться мне, то эта империя будет твоей». Оноре Домье, Le Charivari, 26 апреля 1854 г.
Традиционные союзники России не вступили в войну, оставив Российскую империю в изоляции. Домье ссылается на изображения Искушения Христа: царь Николай I в образе дьявола искушает греческого короля Отто I вступить в войну. В награду он обещает ему Константинополь и возрождение Византийской империи на месте покорённой Турции.


Царь Александр II



Александр II, император России. The Illustrated London News, 17 марта 1855 г.
Этот портрет царя на коне появился в печатном издании, когда Александр II вступил на русский престол.


«Молодой царь вступает в наследство». Джон Тенньель, Punch, 17 марта 1855 г.
Александр II наследовал трон после смерти своего отца царя Николая I 2 марта 1855 г. На рисунке Александр получает в наследство войну, начатую отцом.


«Говорят, что я скоро сменю корону на обычную шляпу!» Оноре Домье, Le Charivari, 1 декабря 1855 г.
Царь Александр рассуждает о своём будущем, в то время как русские несут тяжёлые потери на военном фронте.


ЦАРЬ В СЕВАСТОПОЛЕ.
«Какая досада! Они знают, что я не люблю трёхцветный флаг, и подняли его везде!». Оноре Домье, Le Charivari, 29 декабря 1855 г.
11 сентября 1855 г. русские проиграли сражение союзной армии и потеряли Севастополь. Расстроенный Александр II смотрит на русский морской порт и видит, что его заняли французы.

Источник: http://lts.brandeis.edu/research/archives-speccoll/exhibits/crimeanwar/Intro.html
Просмотров: 9396
Другие материалы раздела
             
Редакция рекомендует
               
 

Комментарии (всего 2)

  • Укажите символы,
    которые вы видите на картинке

Вася  //  2015-12-18 18:46:40

Очень интересно.
Спасибо!

ганс  //  2015-12-12 19:37:57

Николай царь изображен повелителем тьмы помимо крыльев не хватает рагов,хвостика, острых клыков.

 
топ

Пропаганда до 1918 года

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

От Первой до Второй мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Вторая мировая

short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

После Второй Мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Современность

short_news_img
short_news_img
short_news_img
 
X