Пропаганда и архитектура. Дворец Советов. Часть I

 
Московский Дворец Советов — один из самых известных нереализованных архитектурных проектов в истории. Огромное (самое большое и самое высокое в мире) здание, которое должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы.
Под катом краткий иллюстрированный рассказ о проектировании этого колоссального здания и официальное промо-видео Дворца, снятое в тридцатые годы.





Московский Дворец Советов — один из самых известных нереализованных архитектурных проектов в истории. Огромное (самое большое и самое высокое в мире) здание, которое должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы.
Под катом краткий иллюстрированный рассказ о проектировании этого колоссального здания и официальное промо-видео Дворца, снятое в тридцатые годы.




Этот проект поражает воображение и в наши дни. Например, это здание воспел в своей книге «Последняя Республика» известный писатель-фантаст Виктор Богданович Суворов. По его мнению, Дворец Советов строился для того, чтобы после победы Мировой Революции в его стенах принять в состав Советского Союза … последнюю республику.


И тогда весь мир будет одним Союзом Советских Социалистических Республик. Со страниц этой книги перед нами предстает циклопическое инфернальное здание – трехсотметровая многоярусная башня, которая служит постаментом для гигантской стометровой статуи Ленина. Статуя настолько огромна, что в голове у нее помещается зал заседаний (зал, в котором состоится та самая торжественная церемония). При этом, гигантский Ильич не замер неподвижно – его гигантская рука всегда указывает на Солнце, для этого самую большую в мире статую вращают огромные электромоторы …


Впрочем, Виктора Богдановича, как всегда, несет. Но «в главном он прав». Нет, не в том, что наша страна хотела первой напасть на Германию, а затем поработить весь мир, а в том, что проект Дворца Советов – действительно, выдающийся и уникальный архитектурный проект.


Находясь в здравом уме и трезвой памяти, никто из советских архитекторов не планировал размещать в голове Ленина зал заседаний и заставлять статую вращаться вокруг своей оси вслед за солнцем. Но статуя Ленина, действительно должна была стать самой большой в мире статуей. Да и огромным электромоторам в проекте тоже место нашлось – они должны были быть установлены в трюме Большого Зала и с их помощью в этом зале на 22 тысячи человек менялись бы площадки. Поражают и размеры здания – общая высота 416.5 метров, объем – семь с половиной миллионов кубических метров (три пирамиды Хеопса!).


Идею строительства Дворца высказал 30 декабря 1922 года на Первом Съезде Советов Сергей Миронович Киров (этот съезд знаменит не только этим, на нем еще было объявлено о создании Союза Советских Социалистических Республик). Разумеется, такая идея не могла не найти самую широкую поддержку среди делегатов съезда – еще бы, новый символ новой страны!


Но к реализации этой идеи удалось приступить лишь почти десять лет спустя – в 18 июня 1931 года в газете "Известия" был объявлен открытый конкурс на лучший проект Дворца. В том же году, 5 декабря был взорван Храм Христа Спасителя – символ старой России, место которого должен был занять символ Страны Советов. Храм был виден практически из любой точки Москвы начала тридцатых, новый архитектурный символ должен был быть виден из любой точки обновленной Москвы недалекого будущего. В 1931 году был создан и специальный правительственный орган Совет строительства Дворца Советов (чтобы не повторять дважды одно и то же слово в одном названии его часто именовали просто Совет Строительства). При этом Совете был постоянный архитектурно-технический комитет, в который входили видные деятели культуры тех лет – Горький, Мейерхольд, Луначарский. Кроме того, в деятельности Совета принимал активное участие Генеральный Секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Сталин.


В конкурсе набралось 270 участников – от простых граждан, имеющих смутные представления об архитектуре до профессиональных архитектурных бюро. На долю простых граждан пришлось, кстати, 100 эскизных проектов. А среди профессионалов 24 были иностранцами, среди которых был и знаменитый Ле Карбюзье. Большая часть представленных проектов или не соответствовала представленным требованиям или просто не выдерживала никакой критики.



В итоге в финал конкурса вышли пять групп архитекторов, среди которых была и группа Бориса Михайлович Иофана. 10 мая 1933 года Совет наконец определил победителя. В этот день вышло следующее постановление Совета:



1. Принять проект тов. ИОФАНА Б. М. в основу проекта Дворца Советов.

2. Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина.

3. Поручить тов. ИОФАНУ продолжить разработку проекта Дворца Советов на основе настоящего решения с тем, чтобы при этом были использованы лучшие части проектов и других архитекторов.

4. Считать возможным привлечение к дальнейшей работе над проектом и других архитекторов.

Пункт 4 был принят незамедлительно – к участию в проекте были привлечены архитекторы В. Гельфрейх и В. Щуко.



Проект Иофана не сразу принял тот вид, который знаком всем любителям архитектуры сталинской эпохи. Самый первый эскиз в 1931 году выглядел так:






Дворец Советов - история проектирования

Как видите, вместо одной огромной башни с Лениным на вершине, целый комплекс зданий. Башня, впрочем, уже есть. Но ее венчает не Ильич, а освобожденный пролетарий с факелом.

А это уже не эскиз, а более подробная версия проекта Иофана, датированная все тем же 1931 годом:





В 1932 году Дворец Советов от Иофана становится чуть более похожим на финальный проект:





Уже почти финальная версия, датированная 1933 годом, но все еще без Ильича, с освобожденным пролетарием на крыше:





Проект принимает все более знакомый вид:




И вот наконец окончательный вариант, утвержденный в 1939 году:





Идею использовать здание в качестве гигантского постамента для гигантской статуи Ленина принадлежит итальянскому архитектору А. Бразини, одному из участников конкурса. Борису Иофану совсем не нравилась мысль о том, что его творение будет всего-навсего постаментом, он настаивал на том, чтобы статую установили не на вершине здания, а перед ним. Но, с начальством не поспоришь. Работу над гигантской статуей высотой 100 метров и весом в шесть тысяч тонн поручили С. Меркурову, украсившему канал имени Москвы фигурами Ленина и Сталина.

А это "забракованные" проекты Дворца

Армандо Бразини





Еще один вариант проекта Бразини:



Г. Красин. А. Куцаев



Генрих Людвиг.



Алексей Щусев. 1931



Гектор О. Гамильтон



Иван Жолтовский



Каро Алабян, Владимир Симбирцев



Ле Карбюзье



Моисей Гинзбург



Николай Ладовский



Леонид, Виктор и Александр Веснины



Илья Голосов



Иван Жолтовский, Георгий Гольц



Каро Алабян, Георгий Кочар, Анатолий Мордвинов



Бригада ВАСИ (руководитель Александр Власов)



Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх



Иван Жолтовский, Алексей Щусев



Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх



А это официальный промо-ролик Дворца Советов:

Если у вас тормозит онлайн-видео, нажмите паузу, дождитесь, пока серая полоска загрузки содержимого уедет на некоторое расстояние вправо(в это время видео скачивается из интернета), после чего нажмите "старт". У вас начнётся проигрывание уже скачанного куска видео.


А это отрывок из комедии "Новая Москва" (1938). Из этого отрывка можно узнать о том, какой бы была Москва, если бы не война:



Источник: http://nnm.ru/blogs/vehrwolf/dvorec_sovetov_-_istoriya_proektirovaniya/
Просмотров: 15094
Другие материалы раздела
             
Редакция рекомендует
               
 

Комментарии (всего 0)

  • Укажите символы,
    которые вы видите на картинке

 
топ

Пропаганда до 1918 года

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

От Первой до Второй мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Вторая мировая

short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

После Второй Мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Современность

short_news_img
short_news_img
short_news_img