Советская пропаганда. Великая Отечественная.

 
«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» - такие слова прозвучали в радиообращении В. М. Молотова, главы советского правительства, 22 июня 1941 года. Текст обращения был согласован с И. В. Сталиным, так что авторство этого лозунга часто приписывают Верховному Главнокомандующему. Как видите, в роли талантливых пропагандистов уже в первые часы войны выступило высшее руководство страны.



Задача любого пропагандиста во время любой войны сводится именно к этому – убедить и солдат на фронте, и мирных жителей в тылу, в том, что победа неизбежна, в том, что «наше дело правое, победа будет за нами». Наверное, нет смысла приводить примеры советских плакатов, появившихся в первые дни и недели войны, они стали классикой. Широко известны стихи и песни первых военных лет. Но с первых дней войны на победу работал и советский кинематограф. Но, увы, из фильмов времен войны широко известны считанные единицы, например, такие шедевры как «В 6 часов вечера после войны» или «Два бойца». А между тем, за годы войны советские киностудии выпустили несколько десятков фильмов. Уже 3 августа 1941 на экраны вышел «Боевой Киносборник номер 1» - сборник коротких киноновелл. В течении первых двух лет войны вышло еще двенадцать таких киносборников, снятых разными киностудиями страны. Большая часть киноновелл из этих сборников посвящена подвигам бойцов на фронте и партизан в тылу врага. Но многие новеллы посвящены европейскому Сопротивлению. Например, героем «Киносборника номер 7» стал солдат Швейк, заключенный нацистского концлагеря. Он рассказывает другим заключенным истории, которые и становятся новеллами. В художественном фильме «Секретарь райкома» (1942 ) сильное впечатление производит сцена клятвы партизан – на фоне виселиц и пылающих руин, люди с оружием в руках произносят слова клятвы - «Кровь за кровь. Смерть за смерть».

Шедевром документального кино можно назвать «Разгром немецких войск под Москвой», смонтированный из фронтовой хроники сразу по окончании битвы за Москву. Если в «Секретаре райкома» виселицы были бутафорские, то в «Разгром» вошли страшные кадры, снятые в освобожденном Подмосковье – настоящие виселицы с заиндевевшими трупами, настоящие тела детей, сожженных заживо. Этот документальный фильм шёл и в американском прокате и стал первым иностранным фильмом, удостоенным Оскара. Из отрывков советских документальных и художественных фильмов американцы смонтировали такой шедевр документалистики как Why we Fight. The Battle of Russia ("Почему мы сражаемся. Битва за Россию"). Более подробно об этом фильме мы рассказывали здесь.


кадр из фильма Секретарь Райокома

Образ врага в советских фильмах времен войны современному зрителю может показаться излишне гротескным – по большей части это какие-то карикатурные злодеи. Но, что поделаешь – таковы особенности военной пропаганды тех лет в любой стране мира. Советская пропаганда не была исключением из этого правила. Кино, наряду с плакатами, газетами, книгами, песнями работало на победу – фильм убеждали зрителей в том, что наше дело правое и враг будет разбит.


Кадр из фильма "Разгром немецких войск под Москвой"

Еще одна задача, стоящая перед пропагандистами в военные годы, - убедить солдат противника в том, что в войну лучше переждать в плену. Там не рвутся снаряды, там не надо ходить в атаку, там сытно кормят. Самая популярная разновидность листовок, которую можно было найти в прифронтовой полосе – это «пропуска в плен». Их печатали миллионными тиражами все воюющие страны. Задача авторов таких листовок проста – убедить читателя листовки, что по предъявлении «пропуска» его ждет хорошее обращение в тылу. Немецкие «пропуска» для советских солдат широко известны. Разумеется, советские пропагандисты не оставались в долгу. Увы, на начальном этапе войны эффективность советской пропаганды была низкой – немцы шли на Восток и верили в свою победу. Кроме того, недобрую службу сыграли идеологические штампы, оставшиеся со времен Революции и Гражданской – немецкие солдаты воспринимались как братья по классу и их призывали повернуть оружие против эксплуататоров. Увы, немцы считали себя именно немцами, а не братьями по классу всяких разных "неполноценных народов".

Советский пропуск в плен для немецких солдат

Но и наши бойцы на передовой и пропагандисты в тылу быстро отбросили эти штампы – немцы это именно немцы, а не обманутые рабочие и крестьяне. После Сталинграда советские листовки стали работать – ведь даже у самых убежденных нацистов зародились сомнения в том, что кампания на Востоке завершится триумфом немецкого оружия. Более подробно о советских листовках и даже газетах для немецких солдат мы рассказывали здесь.


Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

9 мая 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР была утверждена медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». На этой медали вокруг изображения Сталина помещена надпись «Наше дело правое. Мы победили». Вклад пропагандистов – художников, писателей, поэтов, режиссеров, в эту великую Победу невозможно оценить в каких-либо статистических данных или цифрах. Но в том, что этот вклад был весомым, сомневаться не приходится.

Просмотров: 13211
Другие материалы раздела
             
Редакция рекомендует
               
 

Комментарии (всего 0)

  • Укажите символы,
    которые вы видите на картинке

 
топ

Пропаганда до 1918 года

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

От Первой до Второй мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Вторая мировая

short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

После Второй Мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Современность

short_news_img
short_news_img
short_news_img