• Олег "Vehrwolf" Тарасов
  • 17.08.2011
  • Тэги: война  
 

"1812 год" - блокбастер царской эпохи

 
В начале двадцатого столетия в царской России не было нацпроекта "Я помню, горжусь". Не было, наверное, за ненадобностью — и без того и помнили и гордились. Тем не менее, военно-исторические фильмы получали поддержку на самом высоком уровне и их съемки частично финансировались из казны. Кроме того, традиция использовать на съемках военных фильмов солдат российской армии зародилась именно тогда — в годы правления последнего российского императора. Николай II канонизирован как мученик и страстотерпец, но как глава государства он совершил немало ошибок, приведших в конце концов к гибели Империи. Тем не менее, в области финансирования военно-патриотического кинопроизводства никаких ошибок он не совершал.
Предлагаем вашему вниманию рассказ об одном из самых знаменитых военно-исторических блокбастеров царских времен и дошедшая до наших дней версия этого блокбастера.


Если у вас тормозит онлайн-видео, нажмите паузу, дождитесь, пока серая полоска загрузки содержимого уедет на некоторое расстояние вправо(в это время видео скачивается из интернета), после чего нажмите "старт". У вас начнётся проигрывание уже скачанного куска видео.


Целиком фильм можно взять отсюда.

В 1911 году режиссер Василий Гончаров и кино-продюсер Александр Ханжонков сняли первый военно-исторический блокбастер "Оборона Севастополя". Бюджет фильма составил астрономическую сумму в 40 тысяч рублей (для сравнения, годовой доход зажиточного крестьянина в ту пору не превышал 40 рублей!). Таких денег у Ханжонкова не было, и Гончаров обратился за Высочайшей поддержкой. Государь проект поддержал и частично фильм финансировался из казны. "Оборона Севастополя" имела успех — Ханжонков не только окупил все расходы на производство, но и получил прибыль.
Ободренные усехом "Обороны Севастополя", Гончаров и Ханжонков вспомнили о приближающемся юбилее — столетней годовщине войны 1812 года. "Моя мечта направить все свои силы и средства на правдивую и художественную постановку эпизодов Отечественной войны 1812 г. Накануне предстоящего юбилея картины такого же названия, несомненно, будут сняты иностранными фирмами, которые, преследуя исключительно коммерческие цели, не могут, да и не захотят позаботиться об исторически правильном освещении подвигов наших героев, что так важно для всех граждан России и особенно нашего подрастающего поколения." — это отрывок из ходатайства Ханжонкова на имя Великого Князя Александра Михайловича. Ходатайство было удовлетворено. Единственным требованием Императора стало исключение из фильма сцен с Александром I.
Ханжонков пришел к выводу, что в одиночку его студия со столь масштабным проектом не справится и привлек на помощь московское отделение французской фирмы Братья Пате. В итоге фильм вышел не только в России, но и во Франциии. Многие сцены российско-французского фильма о великой российско-французской войне представляли собой по сути экранизации великих живописных полотен — "Наполеон на кремлевской стене", "Военный совет в Филях" и т. д. В фильме были были не только масштабные батальные сцены с участием регулярных частей русской армии, но и очень мрачные новаторские сцены — например, зрителям показали как волки лакомятся телами замерзших французских солдат. Для съемок этой сцены использовались чучела, набитые кусками сырого мяса и волки знаменитого дрессировщика Дурова. К сожалению в версии фильма, дошедшей до наших дней, эта сцена отсутствует. В финале фильма перед зрителями предстали дожившие до 1912 года современники той войны. Раздражение критиков вызвала только работа профессионального актера Кнорра, изображавшего Наполеона — Наполеон показался им слишком суетливым. А в общем и целом и критики и зрители были единодушны — настоящий шедевр.
Увы, до наших дней дошла далеко не полная версия фильма. Но и то, что сохранилось позволяет оценить масштабы кино-проекта столетней давности.
А потом были новые войны — Первая мировая и Гражданская. О традициях военно-исторического кино, заложенных Гончаровым и Ханжонковым, в нашей стране вспомнили незадолго до начала Второй Мировой. Тогда на экраны вышел целый ряд великолепных фильмов и о царских полководцах и о самих царях.

Источник: http://nnm.ru/blogs/vehrwolf/1812_god_-_blokbaster_carskoy_epohi_2/
Просмотров: 11891
Другие материалы раздела
             
Редакция рекомендует
               
 

Комментарии (всего 0)

  • Укажите символы,
    которые вы видите на картинке

 
топ

Пропаганда до 1918 года

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

От Первой до Второй мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Вторая мировая

short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

После Второй Мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Современность

short_news_img
short_news_img
short_news_img