Типы дореволюционных студентов и курсисток на открытках В.Ф. Кадулина

2013-10-31 | 15249

В начале 20 века российские студенты и курсистки любили дарить друг другу забавные открытки «Типы студентов», которые рисовал талантливый карикатурист начала двадцатого века Владимир Федорович Кадулин.

 

Великий герой Коля Зуев - 14 летний георгиевский кавалер. Брошюра времён Русско-японской войны

2013-06-23 | 13381

В 1904 году, когда шла Русско-японская война, о Коле Зуеве писали все центральные СМИ, а в 1905 году в Москве была выпущена брошюра «Великий герой, 14-летний георгиевский кавалер». В 1904 году Коля дважды пробирался из осажденного Порт-Артура для передачи депеш в штаб командующего русской армии генерала А. Куропаткина, за что был награждён Георгиевскими крестами II, III и IV степеней.

 

А.В. Голубев, О.С. Поршнева. Формирование образа Франции в России как союзника перед Первой мировой

2013-04-23 | 10206

История союзнических отношений России и Франции восходит к 90-м гг. XIX в., когда в ответ на создание и возобновление Тройственного союза оформился оборонительный франко-русский военно-политический союз. Быстро растущая мощь Германии на рубеже XIX—XX вв. рассматривалась обеими державами как угроза миру и равновесию сил на европейском континенте. Это создавало прочную основу политики укрепления русско-французских отношений. Как именно формировался в российском обществе образ Франции как союзника, и пойдёт речь в этой статье. Текст взят из книги А.В. Голубева и О.С. Поршневой "Образ союзника в сознании российского общества в контексте мировых войн".

 

Китайский вопрос в русской националистической публицистике начала 20 века. Брошюра "Китай или мы"

2013-03-08 | 7228

"Китайская угроза" в силу многочисленности населения Китая и малозаселённости российского Дальнего Востока считается вполне серьёзной. Таковой она считалась и 100 лет. В 1904 году в Курске была издана анонимная брошюра "Китай или мы", призывавшая начать войну с Китаем, оккупировать его северные территории и поработить тамошнее население, отдав его в качестве крепостных русским крестьянам. Предположительно, автором этой неординарной для того времени статьи является черносотенец Николай Дмитриевич Облеухов, товарищ председателя Главной Палаты Русского Народного Союза имени Михаила Архангела.

 

Г. Зиновьев. Газета "Правда" от 25 марта о Первой мировой войне и революции

2013-02-25 | 6753

Газета "Правда", основанная в 1912 году, была центральным органом РСДРП и занималась большевистской агитацией и пропагандой. Естественно, после февральской революции встал вопрос, как это событие повлияет на участие России в Первой мировой войне. "Правда" в номерах от 25 и 26 марта (7 и 8 апреля) 1917 г. высказалась по этому поводу. Соответствующую статью под названием "Война и революция" написал Г. Зиновьев, бывший в то время членом ЦК РСДРП.

 

Антиалкогольные плакаты дореволюционной России

2013-01-31 | 17651

В конце 19-начале 20 века правительство России активно боролось с пьянством. Кабаки упразднялись; в учреждаемых казенных винных лавках (прозванных в народе «монопольками») спиртные напитки продавали только навынос. Водочные изделия приготовлялись на частных заводах из купленного у казны ректифицированного спирта и сдавались в казну же для продажи на комиссионных началах в казенных винных заведениях. Особое внимание уделялось чайным как альтернативе упраздненным кабакам, так как, по мнению публицистов-современников, "русского простолюдина в кабак тянет не одно вино как таковое; его влечет в питейное заведение преимущественно потребность в общении".

 

Детская азбука про войну 1812 года

2012-09-07 | 9252

Быстро и оперативно откликнулись на вторжение Наполеона в Россию в 1812 году русские художники. Перед ними стояла задача популяризировать идею народного характера войны, найти такую форму, которая будет понятна самым широким слоям общества. Такой формой стала политическая «карикатура 1812 года», «летучие листы», как их ещё называли.

 

Социальная реклама в России в годы Первой Мировой

2012-08-31 | 8429

Продолжаем публиковать российскую социальную рекламу времён Первой Мировой войны (первая часть тут). Естественно, в годы войны такого рода реклама в первую очередь была направлена на помощь солдатам, а также детям и вдовам погибших воинов.

 

В.П. Лапшин. Художественно-просветителные комиссии при Советах рабочих и солдатских депутатов в 1917 г.

2012-08-09 | 8378

Февральская революция 1917 г. вызвала демократизацию в области культуры и искусства. Советы народных и солдатских депутатов решили сделать искусство доступным для народных масс. О том, как люди искусства сотрудничали с Советами в то время, пойдёт речь в этой статье. Текст взят из главы "Культурно-просветительская работа" книги В.П. Лапшина "Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 г."

 

Михаил Пазин. Подвиг "Стерегущего" в русско-японской войне и дореволюционная пропаганда

2012-07-27 | 16106

В Александровском парке Петербурга гордо возвышается памятник «Стерегущему» - миноносцу, героически погибшему в Русско-японскую войну 1904-1905 годов. Этот необычного вида монумент - одна из достопримечательностей города. Но почему именно «Стерегущий» удостоился такой чести? Ведь в ту войну, не спустив Андреевского флага, погибло множество русских военных кораблей. Объясняется это сюжетом, запечатленным в бронзе памятника: два матроса, открыв кингстоны, затопляют судно, чтобы оно не досталось врагу. В этом и состоял подвиг миноносца «Стерегущий», погибшего, но не сдавшегося японцам. Вот только имена героически погибших матросов, да и сам факт самозатопления, на памятнике из-за чего-то не указаны. Не кроется ли в этом какая-то тайна? Об этом рассказывает Михаил Пазин в своей статье "Памятник "Стерегущему" - Историческая загадка" в газете "Секретные материалы".

 

Социальная реклама в царской России

2012-04-20 | 12654

Согласно официальному определению, социальная реклама - это "вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума". Плакаты и видеоролики, направленные на борьбу с пьянством, курением, пропагандирующие профилактику заболеваний, призывающие заниматься благотворительностью - это всё социальная реклама. Была она и в царской России.

 

Географические карты как пропаганда

2012-03-18 | 27520

Географические карты тоже могут быть средством пропаганды. В 19-начале 20 века в Европе и США выпускали так называемые "символические карты", где на территории стран рисовалось какое-либо символизирующее их (по мнению составителя карты) животное или образы людей в национальных костюмах. Вовсе не всегда на территории России рисовался, как можно было бы предположить, медведь. Был там и осьминог, своими щупальцами охватывающий сопредельные страны.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Козьма Крючков – легендарный герой Первой мировой войны

2012-02-20 | 10406

Такое словосочетание как «национальный герой» в годы Первой мировой еще не вошло в обиход в нашей стране. Но отважный казак Козьма Крючков был именно национальным героем – его изображения украшали пачки сигарет и коробки с конфетами, посвященные ему плакаты печатались миллионными тиражами. Он был человеком – символом, человеком – легендой.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Рождественские открытки Российской Империи

2012-01-06 | 15242

Редакция поздравляет всех православных читателей нашего сайта с наступающим Праздником - Рождеством Христовым! И в качестве праздничного подарка предлагаем вашему вниманию подборку рождественских открыток, выпущенных в царской России в начале двадцатого столетия.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Первая мировая. Плакаты России. Часть II

2011-12-15 | 8900

Предыдущая подборка плакатов царской России времен Первой мировой была посвящена преимущественно призывам подписываться на военные займы - война оказалась слишком уж дорогостоящим мероприятием и денег в государственной казне на него катастрофически не хватало. Поэтому уже в 1914 году был выпущен первый заем на сумму 500 миллионов рублей. А общая сумма внутренних займов царского правительства с августа 1914 по февраль 1917 составила астрономическую сумму в 8 миллиардов рублей. Но во время войны расстаться с деньгами просило не только правительство, но и многочисленные общественные благотворительные организации.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Первая мировая. Плакаты России

2011-12-12 | 10508

К войне, разгоревшейся в августе 1914 года, оказались не готовы все страны-участницы. Никто не предполагал, что война затянется на годы - планы противоборствующих сторон предусматривали быстрый разгром противника. К зиме все должно было закончиться. Увы, новый, 1915 год, солдаты европейских держав встречали в окопах.
А цена войны измерялась не только в человеческих жизнях, но и в рублях, франках, фунтах, марках. И эта цена оказалась слишком дорогой для экономики каждой воюющей страны. В 1914 году для России один день ведения военных действий обходился в 10 миллионов рублей, в 1915 году - в 24 миллиона, а в 1916 году выросла до 40 миллионов.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Гражданская война в России. Плакаты красных. Часть IV

2011-12-09 | 11723

Продолжим знакомство с наглядной агитацией красных в годы Гражданской войны. Большинство плакатов, представленных в этой подборке вышли на завершающем этапе этой междоусобицы. "Тушите топки! - говорили профсоюзы, борясь с капиталом. Вздувайте горны! - говорят они, создавая коммунистическое производство." - гласит подпись к одному из этих плакатов. Война заканчивалась, но страна лежала в руинах. Разруха, страшный голод в Поволжье, изъятие церковных ценностей в пользу голодающих, восстановление страны - вот основные темы этих плакатов.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Гражданская война в России. Плакаты красных. Часть III

2011-12-05 | 16856

Большинство белогвардейских плакатов времен Гражданской войны стремиться запугать зрителей ужасами красного террора. Красные - сплошь инородцы: латышские стрелки, китайские наемники, евреи. Они убивают, грабят, жгут, насилуют, оскверняют церкви. У красных - голод, холод, хаос, разруха. Ужас, одним словом. А вот с позитивной тематикой на плакатах белых было сложнее. Использовать старую проверенную формулу - "За Веру, Царя и Отечество!" они не могли. Ведь именно они (а не красные) и заставили отречься от престола Царя - Помазанника Божия и красные убили уже не Царя и августейшее семейство, а гражданина Романова и его близких. Белые могли предложить Единую Неделимую Россию и Учредительное Собрание.
Красные пропагандисты тоже рисовали образ врага - это помещики и капиталисты, которые снова отнимут землю у крестьян, а рабочих заставят гнуть спину от зари до зари за гроши. Но все же, основная тематика "красных" плакатов - это светлое будущее, которое они предлагают построить своими руками. "Да здравствует гений всемирных чудес - могучий творческий труд", "Октябрьская революция - мост в светлое будущее" - типичные надписи на таких плакатах.
Белые звали в прошлое, красные - в будущее. И красные победили. В том числе и при помощи плакатов, которые мы предлагаем вашему вниманию.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Гражданская война в России. Плакаты красных. Часть II

2011-12-05 | 15024

Красные не могли победить в Гражданской войне только при помощи "красного террора", проводимого силами латышских стрелков и нетрезвых матросов. Вернее, могли, но в современных "художественных" фильмах, таких как "Адмиралъ". В реальной жизни такое невозможно (хотя террор, действительно, был - и красный, и белый, и зеленый).
Красные победили потому, что они выиграли в первую очередь на пропагандистском фронте - предложили жителям нашей страны стройную и ясную картину нового мира, мира свободного труда, в котором не будет богатых и бедных.
Большевики не печатали миллионными тиражами заумные сочинения Маркса и Энгельса. Они огромными тиражами печатали плакаты с короткими и понятными лозунгами. Вашему вниманию предлагается еще одна подборка таких плакатов:

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Гражданская война в России. Плакаты красных. Часть I

2011-12-05 | 16827

Гражданская война - одна из самых страшных страниц в истории нашей страны. Расхожая фраза "брат шел на брата" зачастую не была литературным штампом - по разные стороны баррикад, действительно, могли оказаться родные братья. Запредельная жестокость всех противоборствующих сторон - еще одна страшная особенность любой гражданской войны в любой стране.
Но у гражданских войн есть и еще одна особенность - на такой войне легко перейти на другую сторону. Это в войне с другим государством переход на сторону противника - однозначное предательство, а на гражданской сражаются представители одного народа, жители одной страны, говорящие на одном языке. И есть возможность выбора - на чьей стороне воевать. Так что, пропаганда на таких войнах приобретает первостепенное значение. Побеждает тот, кто убедил в своей правоте не только силой оружия.
В той Гражданской победили красные. Давайте посмотрим на плакаты, которые во многом помогли им одержать победу.

 

Страница

 
 
топ

Пропаганда до 1918 года

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

От Первой до Второй мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Вторая мировая

short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

После Второй Мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Современность

short_news_img
short_news_img
short_news_img
 
X