Олег "Vehrwolf" Тарасов. Гражданская война в России. Плакаты красных. Часть II

2011-12-05 | 21845

Красные не могли победить в Гражданской войне только при помощи "красного террора", проводимого силами латышских стрелков и нетрезвых матросов. Вернее, могли, но в современных "художественных" фильмах, таких как "Адмиралъ". В реальной жизни такое невозможно (хотя террор, действительно, был - и красный, и белый, и зеленый).
Красные победили потому, что они выиграли в первую очередь на пропагандистском фронте - предложили жителям нашей страны стройную и ясную картину нового мира, мира свободного труда, в котором не будет богатых и бедных.
Большевики не печатали миллионными тиражами заумные сочинения Маркса и Энгельса. Они огромными тиражами печатали плакаты с короткими и понятными лозунгами. Вашему вниманию предлагается еще одна подборка таких плакатов:

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Гражданская война в России. Плакаты красных. Часть I

2011-12-05 | 25047

Гражданская война - одна из самых страшных страниц в истории нашей страны. Расхожая фраза "брат шел на брата" зачастую не была литературным штампом - по разные стороны баррикад, действительно, могли оказаться родные братья. Запредельная жестокость всех противоборствующих сторон - еще одна страшная особенность любой гражданской войны в любой стране.
Но у гражданских войн есть и еще одна особенность - на такой войне легко перейти на другую сторону. Это в войне с другим государством переход на сторону противника - однозначное предательство, а на гражданской сражаются представители одного народа, жители одной страны, говорящие на одном языке. И есть возможность выбора - на чьей стороне воевать. Так что, пропаганда на таких войнах приобретает первостепенное значение. Побеждает тот, кто убедил в своей правоте не только силой оружия.
В той Гражданской победили красные. Давайте посмотрим на плакаты, которые во многом помогли им одержать победу.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Русско-японская война. Плакаты Японии. Часть III

2011-12-01 | 23386

Продолжим знакомить вас с японскими плакатам времен Русско-японской войны 1904-05 годов. Десятью годами ранее Япония одержала убедительную победу в войне с Китаем. Но целью этой войны был контроль над Кореей и достичь этой цели не удалось. А в начале двадцатого столетия на корейской земле пересеклись интересы Японии и России. И началась новая война - уже не с азиатской, а с европейской державой. Япония одержала победу и в этой войне (хотя опять не достигла всех поставленных целей).
И, разумеется, японские плакаты полны оптимизма - враги Императора будут повержены, сомнений в этом быть не может.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Японо-китайская война (1894-95). Плакаты Японии. Часть II

2011-12-01 | 11926

Продолжаем знакомить вас с японской наглядной агитацией времен Первой Японо-китайской войны (1894-95). Результатом этой войны стала убедительная победа Страны Восходящего Солнца. "Трофеями" Японии стали острова Пэнху и Тайвань и Ляодунский полуостров. Корея - вассал Империи Цин получила формальную независимость, а на самом деле в Корее японцы получили полную свободу действий. Такой результат войны вызвал беспокойство великих держав, у которых были свои интересы и в Корее, и в Китае. Так что, одним из следствий войны стала так называемая Тройственная интервенция - требование России, Германии и Франции пересмотреть условия Симоносекского мирного договора, заключенного между Японией и Китаем. Воевать с тремя великими державами Япония была еще не готова и Ляодунский полуостров достался России, а Германия завладела Циндао (эти потери были компенсированы Японии за счет дополнительных контрибуций с Китая).
Итоги войны были все же не такими, какими хотелось бы видеть японцам. Но на японских плакатах (вернее гравюрах) эта война представляла собой длинную череду блестящих побед.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Японо-китайская война (1894-95). Плакаты Японии. Часть I

2011-12-01 | 13798

В ходе так называемой Реставрации Мейдзи Япония стремительно становилась индустриальной державой. И у новорожденной индустриальной державы были острые проблемы с сырьем и ресурсами. В 1854 году, когда визит американской эскадры коммодора Пэрри заставил Японию отказаться от многовекового изоляционизма отсутствие природных богатств стало для Японии благословением - никто не захотел превращать эту страну в очередную колонию. Теперь же скудные недра стали для Японии проклятием. Срочно потребовались заморские владения. Ближайшим таким владением могла стать Корея. Да вот беда - эту страну контролировал Китай.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Русско-японская война. Плакаты Японии. Часть II

2011-12-01 | 17081

14 июня 1854 года в японскую гавань Урага зашли "черные корабли" - американская военная эскадра коммодора Мэтью Перри. Это событие стало поворотным в истории Японии - на протяжении двух столетий Япония была закрыта для внешнего мира. Торговые отношения поддерживались только с Китаем и Голландией. А "черные корабли" снова "открыли Японию" - эта страна была вынуждена подписать торговые соглашения с ведущими державами.
Японские острова бедны природными ресурсами и превращать Японию в очередную колонию для великих держав не имело смысла. Выгоднее было с этой страной торговать. Открытость внешнему миру привела к тому, что в Японии власть сегунов сменилась властью Императора (война Босин), а патриархальный японский феодализм сменил капитализм европейского образца.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Русско-японская война. Плакаты Японии

2011-11-15 | 23425

Японии не удалось в 1904-05 годах достичь всех намеченных целей в войне с нашей страной. Наших территорий Японии досталось намного меньше чем хотелось бы. А контрибуций не досталось совсем. И потери оказались не такими мизерными, как планировалось.
Но, тем не менее, это была победа. И над кем? Над бледнолицыми варварами, которые еще совсем недавно казались всемогущими и непобедимыми! Законный повод для гордости.
Разумеется, и во время войны и сразу после нее и десятилетия спустя японская пропаганда восхваляла подвиги японских солдат и моряков - тут японцы ничем не отличались от европейцев. Правда, среди их плакатов, попадаются и, скажем так, своеобразные образцы.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Русско-японская война. Плакаты России. Часть II

2011-11-15 | 18495

Мы проиграли русско-японскую войну 1904-05 годов. И это поражение стало настоящим громом среди ясного неба - в быстрой и легкой победе в первые дни войны никто не сомневался. Кто такие эти японцы и кто такие мы! И вот те раз ... Цусима, Мукден.
И во многом горечь поражения усиливали лубочные плакаты начального периода войны, на которых японцы изображены тщедушными и глупыми слабаками.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Русско-японская война. Плакаты России. Часть I

2011-11-14 | 27560

В Русско-японской войне (9 февраля 1904 — 23 августа 5 сентября 1905) наша страна потерпела поражение. Это поражение не было сокрушительным разгромом, но оно было унизительным. Это был болезненный удар по гордости и самолюбию. Потеря Второй Тихоокеанской эскадры в Цусимском сражении. Потеря половины Сахалина по итогам мирного договора. Потеря зоны влияния в Корее.
Но и у японцев было не так много поводов для радости - они получили не весь Сахалин, а только половину. Они не получили контрибуций. Они не добились демилитаризации Владивостока. Потери - и людские и финансовые оказались весьма болезненными. Тем не менее, формально - они победили.
А на российских плакатах времен той войны побеждали, разумеется, мы.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Первая мировая. "Маленькая храбрая Бельгия" на почтовых открытках. Часть II

2011-11-12 | 9508

Продолжаем знакомить вас с почтовыми открытками времен Первой мировой, посвященными "Маленькой Храброй Бельгии". Эта небольшая европейская страна приняла на себя на Западном фронте самый первый сокрушительный удар кайзеровской армии и к удивлению всего мира не дрогнула, а держалась до последнего. И только когда все возможности для сопротивления были исчерпаны бельгийская армия организованно отступила на территорию Франции, где и продолжался сражаться до последних дней войны.
Более того, бельгийцы продолжали борьбу и на оккупированной территории своей страны. Да и не всю территорию Бельгии немцам удалось оккупировать - бельгийцы долгих четыре года удерживали небольшой клочок родной земли на реке Изер.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Первая мировая. "Маленькая храбрая Бельгия" на почтовых открытках. Часть I

2011-11-12 | 17540

Бельгия никогда не входила в число великих военных держав - слишком уж маленькая у этой страны территория, да и призывной контингент невелик. Единственным шансом сохранить суверенитет в случае большой европейской войны был для этой страны нейтралитет, гарантированный великими европейскими державами. Увы, согласно знаменитому плану Шлиффена, немцы планировали нанести удар по Франции именно через территорию Бельгии. Такие досадные мелочи как нейтралитет этой страны никак не волновали кайзеровских генералов. Каких то сложностей с занятием территории этой страны немцы не предвидели. Но своей стойкостью бельгийцы в августе 1914-го удивили весь мир.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Первая мировая. Лубочные плакаты от Владимира Маяковского

2011-11-06 | 21772

Маяковский и плакаты? Да, было такое - все вспомнят и "Окна РОСТА" и рекламу "Моссельпрома". Но к тому времени, как поэт стал рисовать свои знаменитые "Окна" у него уже был опыт работы в этом жанре. Первые опыты в этом жанре относятся к годам войны, которую называли и Великой, и Империалистической, и Мировой. В августе 1914-го Маяковский попытался вступить в армию добровольцем - патриотический порыв охватил тогда все слои общества. Но на передовую его не послали, как политически неблагонадежного. Но в армию он все же попал - по протекции Максима Горького проходил службу в Учебной Автомобильной Школе в Петрограде. А еще он в соавторстве со знаменитым художником-авангардистом Казимиром Малевичем рисовал патриотические плакаты-лубки, небольшую подборку которых мы и предлагаем вашему вниманию.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Гражданская война в России. Плакаты белых. Часть I

2011-11-05 | 40806

Белое движение было разбито не только на полях сражений. Белые потерпели сокрушительное поражение и на пропагандистском фронте. Для пропаганды абсолютно не важно соответствует ли информация на плакате или листовке действительности (впрочем перегибать палку с недостоверной информацией тоже не стоит). Важно только одно - листовке, плакату, газете должна верить "целевая аудитория". А как уж там оно на самом деле - неважно. Белые пропагандисты могли предложить своей аудитории выборы в Учредительное собрание и Единую Россию (одноименной партии еще не было, а лозунг уже был). Красные предлагали: землю - крестьянам, фабрики - рабочим, и мир - народам. И кто в итоге победил? А пресловутый террор был и красный, и белый, и зеленый, и просто террор без политических лозунгов. Гражданская война без "эксцессов" не обходится.
Давайте посмотрим как языком плакатов пытались убедить в своей правоте белые.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Реклама автомобилей в царской России

2011-10-10 | 13840

Царская Россия не входила в число ведущих автомобилестроительных держав. Крупных автозаводов в нашей стране было всего два — Руссо-Балт в Риге и завод Пузырева (РАЗИП) в Петербурге (кроме них автомобили выпускал еще и самолетостроительный завод DUX в Москве). Строительство еще шести крупных заводов было начато в 1916 году — в самый разгар мировой войны. Но потом были Революция, Гражданская война, разруха ... Ни один новый завод до всех этих событий не был достроен.
Разумеется, недостаток машин собственного производства, компенсировался за счет многочисленных иномарок. Автомобиль в ту пору еще не был средством передвижения, а был предметом роскоши, о котором простой смертный мог только мечтать. Но простой смертный мог полюбоваться рекламными плакатами заморских машин.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. На танки врукопашную

2011-09-07 | 10197

Боевой дебют танков состоялся 15 сентября 1916 года. Неуклюжие тихоходные стальные коробки стали настоящей сенсацией — они худо-бедно переползали через воронки и траншеи и от них отскакивали пули и осколки! Да и выглядели они страшновато.
Новые британские боевые машины стали героями не только фронтовых сводок и донесений, но и героями газетных полос. Фото с передовой чередовались с рисунками художников. А среди рисунков попадались и весьма своеобразные. Например, мне попалась пара рисунков с необычным сюжетом — рукопашная с танком.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Настольные игры царской России

2011-08-22 | 12934

Настольные игры были популярны в нашей стране не только в двадцатом, но и в девятнадцатом столетии. И ассортимент игрушек был богат и разнообразен. Игры на любой вкус. Многие из этих игрушек благополучно пережили три революции и Гражданскую и на протяжении долгих десятилетий переиздавались уже при Советской власти. Давайте посмотрим, во что играли наши пра-пра-дедушки.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Настольные игры царской России

2011-08-22 | 12934

Настольные игры были популярны в нашей стране не только в двадцатом, но и в девятнадцатом столетии. И ассортимент игрушек был богат и разнообразен. Игры на любой вкус. Многие из этих игрушек благополучно пережили три революции и Гражданскую и на протяжении долгих десятилетий переиздавались уже при Советской власти. Давайте посмотрим, во что играли наши пра-пра-дедушки.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. "1812 год" - блокбастер царской эпохи

2011-08-17 | 11898

В начале двадцатого столетия в царской России не было нацпроекта "Я помню, горжусь". Не было, наверное, за ненадобностью — и без того и помнили и гордились. Тем не менее, военно-исторические фильмы получали поддержку на самом высоком уровне и их съемки частично финансировались из казны. Кроме того, традиция использовать на съемках военных фильмов солдат российской армии зародилась именно тогда — в годы правления последнего российского императора. Николай II канонизирован как мученик и страстотерпец, но как глава государства он совершил немало ошибок, приведших в конце концов к гибели Империи. Тем не менее, в области финансирования военно-патриотического кинопроизводства никаких ошибок он не совершал.
Предлагаем вашему вниманию рассказ об одном из самых знаменитых военно-исторических блокбастеров царских времен и дошедшая до наших дней версия этого блокбастера.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. "1812 год" - блокбастер царской эпохи

2011-08-17 | 11898

В начале двадцатого столетия в царской России не было нацпроекта "Я помню, горжусь". Не было, наверное, за ненадобностью — и без того и помнили и гордились. Тем не менее, военно-исторические фильмы получали поддержку на самом высоком уровне и их съемки частично финансировались из казны. Кроме того, традиция использовать на съемках военных фильмов солдат российской армии зародилась именно тогда — в годы правления последнего российского императора. Николай II канонизирован как мученик и страстотерпец, но как глава государства он совершил немало ошибок, приведших в конце концов к гибели Империи. Тем не менее, в области финансирования военно-патриотического кинопроизводства никаких ошибок он не совершал.
Предлагаем вашему вниманию рассказ об одном из самых знаменитых военно-исторических блокбастеров царских времен и дошедшая до наших дней версия этого блокбастера.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. А был и такой "Огонек"

2011-08-07 | 12727

Мы все помним "Огонек" эпохи Коротича - самое популярное (а заодно и самое одиозное) перестроечное издание. А вообще-то у этого журнала долгая история. Журнал с таким названием начал издаваться в 1879 году. Через четыре года журнал закрыли. Но он вновь появился на свет в 1899 году, в качестве иллюстрированного приложения к газете "Биржевые ведомости". Повторно журнал был закрыт уже в 1918-ом, как издание откровенно антисоветское. А советская версия "Огонька" стала издаваться с 1923 года.
Под катом немножко обложек и картинок и ссылка на один из номеров. Интересный журнал был, скажем так.

 

Страница

 
 
топ

Пропаганда до 1918 года

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

От Первой до Второй мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Вторая мировая

short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

После Второй Мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Современность

short_news_img
short_news_img
short_news_img