А. Ерусалимский. Письма обреченных

2011-10-19 | 5649

После разгрома немецких войск под Москвой в декабре 1941-го, трофеями Красной Армии стали не только военная техника и оружие, но и письма оккупантов. Этим письмам и посвящена статья, опубликованная в январе 42-го в журнале "Смена":

Наши части заняли Боровск. Везде следы ожесточенного боя и немецких поджогов. На площади, возле широких ворот старинного белокаменного монастыря, стоят, как застывшие, чудовища - большие немецкие танки, подбитые автомобили. Возле них валяются трупы немецких солдат.
Вот лежит один из них, а рядом сумка, из которой вывалилась большая связка писем. Одно письмо, адресованное Зейпелю Фишеру, написано в Мариенбаде 31 октября 1941 года."

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Советские пропуска в плен для немецких солдат. Часть II

2011-10-16 | 6049

Пропуска в плен для солдат противника – самая популярная разновидность листовок во время любой войны. Тиражам таких листовок позавидует любой писатель. Для их доставки адресатам разрабатываются специальные авиабомбы, артиллерийские снаряды и даже выстрелы для минометов.
Немецкие пропуска в плен для советских солдат времен Великой Отечественной широко известны. Но и наш агитпроп не оставался в долгу. В начальный период войны советские пропуска «не работали» - немцы наступали на всех фронтах, да и обращения к классовой сознательности, призывы повернуть оружие против эксплуататоров не воспринимались немцами, которые считали себя представителями определенного народа, а не определенного социального класса. Но наши пропагандисты умели учиться на своих ошибках. И после первых поражений Вермахта «пропуска» наконец заработали. Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку малоизвестных в наши дни советских листовок для немецких солдат.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Реклама в Третьем Рейхе

2011-10-07 | 24461

Реклама — это не только двигатель торговли, но и эффективное средство пропаганды. Ведь даже совершенно невинные рекламные плакаты "товаров народного потребления" — это заодно и пропаганда определенного образа жизни, а иногда и реклама правительства или правящей партии, давшей населению возможность такой образ жизни вести, пусть даже лидеры правительства или партийные деятели на рекламных плакатах и не красуются.
Давайте посмотрим, какой была реклама в Третьем Рейхе. Заранее предупреждаю — ничего особо одиозного там. Самый одиозный рекламный плакат вынесен под заголовок — текст этой рекламы Coca-Cola гласит "Один народ, один Рейх, один напиток".

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Запретные мультики Второй Мировой. Часть III

2011-10-01 | 7867

Советские мультфильмы времен Великой Отечественной мало чем отличаются от советских игровых фильмов той же эпохи. Это именно военные фильмы и мультфильмы – разновидность оружия. Образ врага доведен в них до гротеска. С врагом не может быть никаких компромиссов. Врага нельзя оставлять в живых. Захватчики – это нелюди. «Так убей же хоть одного. Так убей же его поскорей. Сколько раз увидишь его – столько раз его и убей!» - призывал читателей Константин Симонов в своем знаменитом стихотворении «Если дорог тебе твой дом».
Жестоко? Но не забывайте – в те годы вопрос стоял о выживании нашей страны и населяющих ее народов. Или мы или они. Третьего не дано.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Запретные мультики Второй Мировой. Часть II

2011-09-19 | 6226

В суровую военную пору особой популярностью пользовались комедии. Еще бы – проблемы были не только у солдат на передовой. В тылу тоже жилось несладко. Даже в сытой благополучной Америке. Так что, придя в кино, человек хотел в первую очередь просто расслабиться. Например, посмотреть, как отважные герои уделывают непроходимо тупых врагов.
Но съемки полнометражной игровой комедии – процесс долгий и дорогостоящий. Смешной военный мультфильм снять куда дешевле и проще.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. "Колониальная библиотека" - нацистский развлекательный журнал

2011-09-05 | 11716

Согласно Версальскому договору Германия лишалась всех своих заморских владений. Адольф Гитлер, пришедший к власти в 1933 году, еще в самом начале своей политической карьеры утверждал, что колониальная политика кайзеровской Германии была ошибкой - Германии нужны колонии не за морем, а в Европе, вернее на востоке Европы.
Но, тем не менее, колониальная тематика в нацистской пропаганде все-таки присутствовала. Утерянным колониям, например, посвящались серии почтовых открыток. А с 1940 по 1942 год в Германии выходил журнал Kolonial Bücherei (Колониальная Библиотека).

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Советские пропуска в плен для немецких солдат

2011-09-05 | 20107

Самая популярная разновидность листовок во время любой войны — это так называемые "пропуска в плен". Листовки, которые убеждают солдат противника в том, что в плену им будет лучше, чем на передовой. Такие листовки печатают многомиллионными тиражами. А для доставки их адресатам используются специальные авиабомбы, артиллерийские снаряды и даже минометные мины. Иногда такие "агитационные" боеприпасы, "работают" эффективней обычных, начиненных взрывчаткой. А иногда становятся бессмысленным переводом бумаги и металла.
Немецкие пропуска в плен для советских солдат широко известны. Но и наш Агитпроп не оставался в долгу — пропуска в плен для немцев печатались с первых дней войны. Но в первые дни войны эффективность такого средства воздействия на противника была близка к нулевой. А вот после первых поражений Вермахта "пропуска" наконец заработали.
Под катом большая подборка советских листовок, убеждающих немецких солдат в том, что в советском в плену они с комфортом скоратают время, оставшееся до конца войны.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. "Младшие братья Павла Корчагина" ("Смена, ноябрь 1939)

2011-08-31 | 7091

17 сентября 1939 года Рабоче-Крестьянская Красная Армия пересекла границу Польши. В наши дни действия Красной Армии пытаются представить как "удар в спину" сражающейся стране - жертве нацистской агрессии. Но, следует напомнить, что на непосредственно польскую территорию наша армия не вступала. Она освободила те белорусские и украинские земли, которые были отторгнуты у нашей страны по Рижскому договору 1921 года. Освободительному походу был посвящен специальный выпуск журнала "Смена", одну статью из которого мы и предлагаем вашему вниманию.
Кстати, почти половина этого номера была на ... украинском и белорусском языках. В качестве примера мы приводим и скан одной такой иноязычной страницы.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Карикатуры из "Крокодила" военных лет

2011-08-31 | 16693

Карикатура - пожалуй, одно из наиболее действенных средств военной пропаганды. Ведь война дает мало поводов для смеха. Да и в глубоком тылу не так уж много поводов для веселья. Тем ценнее становится удачная шутка.
Увы, советские карикатуры времен войны представлены в Сети преимущественно одними и теми же подборками работ Бориса Ефимова и Кукрыниксов. Никто не спорит - это выдающиеся художники, мастера своего дела. Но ведь на страницах советской прессы карикатуры появлялись ежедневно на протяжении всей войны!
Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку карикатур из "Крокодила" за 1942 и 1944 годы.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Линия Маннергейма - советский фильм 1940 года

2011-08-22 | 6444

30 ноября 2009 года исполняется 70 лет с начала войны, которую у нас называли Финской, а по ту сторона фронта — Зимней (Talvisota). На этой войне состоялся боевой дебют знаменитого тяжелого танка КВ, на ней же родился такой литературный персонаж, как Василий Теркин. Эта война дает прекрасный повод разного рода либералам твердить о агрессивности Советского Союза, вероломно напавшего на маленькую миролюбивую Финляндию, неготовности Красной Армии к какой-либо войне вообще, несоразмерности потерь и "пушечном мясе". Обо всем этом за последние два десятилетия мы слышали не раз и не два. Но, предлагаю послушать и другую точку зрения — посмотреть советский пропагандистский фильм "Линия Маннергейма", вышедший на экраны в 1940 году, "по горячим следам" той войны.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. "Это героизм!" или стальные монстры в немецких журналах

2011-08-21 | 13074

Этот рисунок широко известен. Иногда даже указывается первоисточник, из которого он взят — еженедельник Национал-Социалистической Германской Рабочей Партии Illustrierter Beobachter, номер от 21 января 1943 г. Но вот перевод статьи, которую этот рисунок иллюстрируют мне не попадался. Тем не менее, статья заслуживает внимания как феерический образец военной пропаганды. "Иллюстрированный обозреватель" — издание партийное, редакция еженедельника не сидит в промерзлых окопах, а ведет войну на идеологическом фронте. Поэтому представления о передовой у авторов и художников "Обозревателя" слегка туманные.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Борис Ефимов. "Гитлер и его свора"

2011-08-21 | 8325

Борис Ефимов, наверное, самый известный советский карикатурист. Он рисовал на протяжении всей советской эпохи, а покинул этот мир на 109-ом году жизни в новом тысячелетии, когда эта эпоха уже стала достоянием истории.
Его карикатуры стали бессмертной классикой жанра. Но, наибольшей популярностью в наши дни пользуются его работы времен Великой Отечественной войны. Предлагаем вашему вниманию небольшой альбом "Гитлер и его свора", изданный в 1943 году.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Нацистские карикатуры времен Второй мировой

2011-08-21 | 21388

Во время любой войны карикатуры становятся еще более востребованным жанром, чем в мирные дни. Вторая Мировая не была исключением из этого правила - карикатуры рисовали во всех странах участниках этой войны. Предлагаем вашему вниманию подборку карикатур из немецкого журнала Lustige Blätter. Это был один из ведущих юмористических журналов. Он издавался с 1896 года (последний номер журнала вышел в 1944 году). Главные герои карикатур - лидеры стран Антигитлеровской коалиции. Другие популярные герои - это, конечно же, евреи, которые стоят за спиной лидеров антигитлеровской коалиции. Впрочем, были в этом журнале и аполитичные карикатуры и шутки, но о них мы поговорим в следующий раз.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Антиамериканское аниме из 1945-го года

2011-08-17 | 8643

12 апреля 1945 года на экраны японских кинотеатров вышел Momotaro's Divine Sea Warriors (Momotaro Umi no Shinpei – Божественные Морские Воины Момотаро) – первый полнометражный аниме-мультфильм.
В апреле 45-го военные действия велись уже на территории Японии – в самом разгаре была кровопролитная битва за Окинаву. Никто не сомневался в том, что на очереди и другие, более крупные, острова японского архипелага. Японцы готовятся «разбиться как яшма, а не остаться, став черепицей». В бой с «белокожими варварами» (так японцы называли американцев) бросаются и герои японских народных сказок. В Momotaro's Divine Sea Warriors жителей сказочного леса ведет в бой Момотаро (Мальчик-Персик) – один их самых популярных в Японии сказочных героев. Разумеется, Мальчик-Персик и его воинство без труда объясняют «белокожим варварам» насколько они не правы.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. На честном слове и на одном крыле

2011-08-10 | 10033

Эта песня, в исполнении Леонида Утесова и его дочери Эдит, была очень популярна у нас в конце войны и в первые послевоенные годы. Официально она называлась «Бомбардировщик», но в народе ее называли по первой строчке припева – «Мы летим, ковыляя во мгле». А родом эта песня из далекой Америки.
Песню Comin' in on a wing and a prayer (Пришли на крыле и молитве) написал американский композитор Джимми МакХью на слова Гарольда Адамсона. И песня мгновенно стала хитом. Был даже художественный фильм с таким названием (правда, самой песни в нем не было). Популярностью Comin' in on a wing and a prayer пользовалась и по другую сторону Атлантики – одной из первых исполнительниц песни была пятнадцатилетняя британская певица Анна Шелтон (она же , кстати, пела для британских солдат знаменитый немецкий шлягер «Лили Марлен»).

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. «На Урал!» и другие песни Великой Финляндии

2011-08-10 | 6956

Финская песня Njet Molotoff прекрасно знакома всем, кто интересуется историей Зимней войны и Войны Продолжения. Хорошо известна она и тем, кто интересуется не историей, а приколами — мне попадались несколько флэш-мультиков "по мотивам" этой песни. Но, помимо этого суперхита, у финнов было немало других интересных песен. Вчитавшись в подстрочники и переводы текстов этих песен, даже самый упертый либерал усомниться в том, что финны были невинными жертвами агрессии.
Что можно сказать о финских военных песнях в общем и целом? Если не знаешь финского и не вслушиваешься в текст (а я, например, не знаю), то это просто красивые мелодичные песни. А после знакомства с некоторыми текстами наступает легкий культурный шок — ну что, например, забыли сыны страны тысячи озер за Уралом? У них же тогда населения было — меньше чем в одном нашем Питере!

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Запретные мультики Второй Мировой. Часть I

2011-08-10 | 13615

Все мы еще со школьной скамьи знаем о том, что в годы войны «музы не молчали». Правда, речь в этой знаменитой фразе шла о советском искусстве в годы Великой Отечественной. Но, в годы Второй Мировой не молчали музы как у наших врагов, так и у наших союзников. В частности не молчала муза, отвечающая за вдохновение художников-аниматоров, создающих мультфильмы. Ныне многие мультфильмы военной поры можно найти во Всемирной Сети по ключевым словам Banned Cartoons – Запрещенные Мультфильмы.
Почему на современных телеканалах не крутят мультики, созданные в нацистской Германии, наверное, объяснять не надо. Но почему угодили под запрет мультфильмы созданные нашими союзниками по Антигитлеровской Коалиции

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Супермен и спецоперации Второй мировой

2011-08-10 | 7782

В годы Второй мировой войны практически во всех странах, принимавших в ней участие, для поднятия боевого духа в ряды действующей армии призывали популярных кино-героев. В нашей стране, например, в киножурнале «Боевой Кино-сборник» убеждал зрителей бить фашистов рабочий и революционер Максим – герой сверхпопулярной довоенной кино-трилогии: «Юность Максима», «Выборгская Сторона» и «Возвращение Максима».
А в Америке в армейские ряды призвали в первую очередь героев мультфильмов. О том, как проходила действительная воинская служба у героев Диснея и «Веселых Мелодий» мы уже рассказывали. Но вот Супермен, как ни странно, сумел избежать всеобщей воинской повинности, распространявшихся на всех мужчин призывного возраста, имеющих американское гражданство. Его лишь время от времени привлекали для проведения спецопераций. Или не привлекали, а он сам приходил к выводу – «Это работа для Супермена».

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Американская пропаганда. Вторая мировая война.

2011-08-09 | 9072

Американский шоу-бизнес вступил в войну задолго до «Дня Позора» - 7 декабря 1941 года. Американские линкоры мирно стояли на рейде Пёрл-Харбора, американские политики говорили о нейтралитете, изоляционизме, невмешательстве ни в какую войну где бы то ни было, а война уже шла на страницах журналов и комиксов, экранах кинотеатров. Самым дальновидным политикам и военным было ясно, что изоляционизм и нейтралитет – это ненадолго, воевать придется и к войне нужно готовиться заранее. И такой «допризывной» подготовкой должна заняться американская пропаганда.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Советская пропаганда. Великая Отечественная.

2011-08-09 | 8082

«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» - такие слова прозвучали в радиообращении В. М. Молотова, главы советского правительства, 22 июня 1941 года. Текст обращения был согласован с И. В. Сталиным, так что авторство этого лозунга часто приписывают Верховному Главнокомандующему. Как видите, в роли талантливых пропагандистов уже в первые часы войны выступило высшее руководство страны.

 

Страница

 
 
топ

Пропаганда до 1918 года

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

От Первой до Второй мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Вторая мировая

short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

После Второй Мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Современность

short_news_img
short_news_img
short_news_img
 
X