Все слышали фразу "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст". Появилась она в период борьбы с джазом в СССР в конце 1940-х - 50-х годах. Борьба эта была частью более общей борьбы с космополитизмом и "низкопоклонством перед Западом" и проходила в том числе и в форме выпуска пропагандистских мультфильмов.
Если у вас тормозит онлайн-видео, нажмите паузу, дождитесь, пока серая полоска загрузки содержимого уедет на некоторое расстояние вправо(в это время видео скачивается из интернета), после чего нажмите "старт". У вас начнётся проигрывание уже скачанного куска видео. |
Суть мультфильма такова: лесные обитатели зачарованно слушают Соловья. Внезапно появляется Сорока, только что прилетевшая из-за границы. Она объявляет искусство соловьиного пения устаревшим и дает концерт. На афише концерта специально указывается, что сорока недавно вернулась их-за границы. В ходе концерта сорока вместо пения обрушивает на изумленных слушателей каскад резких звуков, а под музыкальным сопровождением легко угадывается джаз. Птицы, разочарованные слушатели этого концерта, прогоняют сороку прочь. Мультфильм заканчивается стройным пением соловья, к которому слетаются другие птицы и закадровой фразой "Пусть в этой басне прозвучит урок для самых разных птиц - не только для сорок".
Данный мультфильм вышел в 1949 году, когда в СССР шла борьба с космополитизмом и "низкопоклонством перед западом". Компания эта началась 14 августа 1946 года с постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», которое обличало напечатанные в журналах «произведения, культивирующие несвойственный советским людям дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада», «по отношению ко всему иностранному». В ходе кампании, которая продлилась до смерти Сталина в 1953 году, проводилась пропаганда русских и советских приоритетов в области науки и изобретений, а также осуществлялась борьба с отдельной прослойкой советской интеллигенции, которая рассматривалась в качестве носительницы скептических и прозападных тенденций.
10 февраля 1948 года вышло "Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели". Оно осуждало формализм в музыке и объявляло оперу Вано Мурадели «Великая дружба» (1947) «порочным антихудожественным произведением». Джаз не упоминался в этом постановлении, но зато говорится о "буржуазной музыке":
Еще в 1936 году, в связи с появлением оперы Д. Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда", в органе ЦК ВКП(б) "Правда" были подвергнуты острой критике антинародные, формалистические извращения в творчестве Д. Шостаковича и разоблачен вред и опасность этого направления для судеб развития советской музыки. "Правда", выступавшая тогда по указанию ЦК ВКП(б), ясно сформулировала требования, которые предъявляет к своим композиторам советский народ.
Несмотря на эти предупреждения, а также вопреки тем указаниям, какие были даны Центральным Комитетом ВКП(б) в его решениях о журналах "Звезда" и "Ленинград", о кинофильме "Большая жизнь", о репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению, в советской музыке не было произведено никакой перестройки. Отдельные успехи некоторых советских композиторов в области создания новых песен, нашедших признание и широкое распространение в народе, в области создания музыки для кино и т.д., не меняют общей картины положения. Особенно плохо обстоит дело в области симфонического и оперного творчества. Речь идет о композитоpax, придерживающихся формалистического, антинародного направления. Это направление нашло свое наиболее полное выражение в произведениях таких композиторов, как тт. Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Хачатурян, В.Шебалин, Г.Попов, Н.Мясковский и др., в творчестве которых особенно наглядно представлены формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вкусам. Характерными признаками такой музыки является отрицание основных принципов классической музыки, проповедь атональности, диссонанса и дисгармонии, являющихся якобы выражением "прогресса" и "новаторства" в развитии музыкальной формы, отказ от таких важнейших основ музыкального произведения, какой является мелодия, увлечение сумбурными, невропатическими сочетаниями, превращающими музыку в какофонию, в хаотическое нагромождение звуков. Эта музыка сильно отдает духом современной модернистской буржуазной музыки Европы и Америки, отображающей маразм буржуазной культуры, полное отрицание музыкального искусства, его тупик.
Существенным признаком формалистического направления является также отказ от полифонической музыки и пения, основывающихся на одновременном сочетании и развитии ряда самостоятельных мелодических линий, и увлечение однотонной, унисонной музыкой и пением, зачастую без слов, что представляет нарушение многоголосого музыкально-песенного строя, свойственного нашему народу, и ведет к обеднению и упадку музыки
Попирая лучшие традиции русской и западной классической музыки, отвергая эти традиции, как якобы "устаревшие", "старомодные", "консервативные", высокомерно третируя композиторов, которые пытаются добросовестно осваивать и развивать приемы классической музыки, как сторонников "примитивного традиционализма" и "эпигонства", многие советские композиторы, в погоне за ложно понятым новаторством, оторвались в своей музыке от запросов и художественного вкуса советского народа, замкнулись в узком кругу специалистов и музыкальных гурманов, снизили высокую общественную роль музыки и сузили ее значение, ограничив его удовлетворением извращенных вкусов эстетствующих индивидуалистов.
С этого постановления начались гонения на джаз. В качестве исторический справки отметим, что первый в СССР джаз-оркестр был создан в 1928 году Леонидом Утесовым и Яковом Скоморовским после поездки Утесова в Берлин и Париж.
В СССР были государственные джаз оркестры, постоянно гастролирующие: Олега Лундстрема, Леонида Утесова, Эди Рознера, Игоря Петренко, Анатолия Крола, Константина Орбеляна, Шико Аранова, Раймонда Паулса, "Мелодия" Гараняна и другие. Плюс много самодеятельных коллективов, самый знаменитый из них - Ленинградский оркестр Йосифа Вайнштейна.
Приезжали зарубежные коллективы, начиная с 30 годов, например, Сидней Беше с трубачом Томми Ландниером, и затем многие другие (Карел Влах, Густав Бром и др., которые заезжали даже в маленькие, провинциальные Черновцы).
Вот что о гонениях на джаз в рамках борьбы с космополитизмом пишут Семён Чарный и Юрий Папоров в книге "Темная сторона СССР" (Спб: Нева, 2004):
В продаже стали появляться книжки, с названиями типа «Музыка духовной нищеты», а соответствующая статья в БСЭ, воспроизведя известный пассаж Горького о «музыке толстых», резюмировала: «джаз является продуктом деградирующей музыкальной культуры США». Там же упоминались «джазовые песенки упадочнического, пошлого, нередко циничного содержания».
В 1949 году отдел пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ составил справку о культурном досуге молодежи. Справка с грустью констатировала, что «в школах и на танцплощадках чрезмерно увлекаются западными танцами и третируют танцы балетные». Был рекомендован и метод борьбы с «этой заразой» — очистка преподавательского корпуса от «случайных людей». Результатом этой рекомендации стали массовые аресты и преследования джазистов.
Но эти репрессивные меры не отвратили молодежь от любимых танцев. Через три года тот же отдел пропаганды в «Справке о преподавании бальных танцев среди молодежи г. Москвы» был вынужден констатировать, что «наши враги продолжают попытки протащить троянского коня в Храм нашей культуры». Под троянским конем имелся в виду джаз, который в справке был поименован «западные извращенные танцы» и «растленная музыка». Согласно «справке», несмотря на массовые аресты и увольнения «в качестве тренеров подвизались заведомые проходимцы, которые занимаются пропагандой растлевающего космополитического западного фокстрота, томного танго и полой румбы». Кроме этих классических танцев молодежь изобретала свои модификации модной музыки. В «Справке» поименованы некоторые из
них: «Руки прочь от Кореи!», «Улица Уолл-стрита», «Трумэн с нами». Несмотря на строгий идеологический контроль, эти и другие «неправильные» танцы процветали на танцплощадках в Кусково и Химках, в парке отдыха Краснопресненского района и во многих других местах. Студенты элитных ВУЗов (Внешнеторгового, Плехановского, Института машиностроения — будущего МИЭМ) вообще пе желали танцевать никаких других танцев, кроме фокстрота, самбы, румбы, что весьма огорчало идеологических надзирателей. Выход был найден один - держать и не пущать.
Ничего не изменилось и после смерти Сталина. Правда, арестованных и посаженных джазистов
выпустили на свободу, но с высоких трибун вновь и вновь неслось: «не нам, советским людям, раболепствовать перед буржуазной культурой и искусством». А именно к такому искусству причислялся джаз. В результате многие джаз-банды были вновь вынуждены уйти в тень и оказались неплохим источником доходов для набиравших обороты теневиков. В 50-е годы в стране процветала подпольная торговля пластинками из рентгеновских снимков с джазовыми записями. О ее масштабах позволяет судить такой факт — во Львове на известной всему СССР ярмарке несколько сотен пластинок расходились буквально за час-полтора.
В начале 1960-х здравомыслящая часть советской верхушки начала понимать, что гонениями на джаз многого не добьешься. В 1963 году тогдашний первый секретарь ВЛКСМ Павлов в одном из своих докладов призывал отказаться от преследований джаза, поскольку «подростки не будут танцевать па-де-па (одна из балетных фигур)», и для того, чтобы привлечь их на официальные танцплошалки требуются ритмичные танцы. В том же докладе Павлов обрушивался на множество комсомольских функционеров, сделавших свою карьеру на преследованиях джаза: «у нас много ханжей, которые при слове джаз падают в обморок, а сами втихую у себя дома заводят весь этот джаз».
Оставив в покое джаз партфункционеры переключились на рок-н-ролл и «чувствительные романсы с западным душком». Но это уже другая история.
Комментарии (всего 0)