Китайские плакаты времён "Большого скачка"

 
Большой скачок - экономическая и политическая кампания в Китае с 1958 по 1960 год, нацеленная на укрепление индустриальной базы и резкий подъём экономики страны. Данная кампания завершилась провалам и имела трагические последствия для китайского народа - от голода умерли от от 20 до 40 миллионов человек.

В мае 1958 года была созвана Вторая сессия VIII съезда Коммунистической партии Китая, работавшая в закрытом режиме. Она утвердила «новую генеральную линию», предложенную Мао Цзэдуном. Был провозглашен курс «трех красных знамен»: «большой скачок», народная коммуна и «новая генеральная линия».

Более прагматичные правые коммунисты противились этой политике, но проиграли борьбу. Была уверенность, что за короткий срок можно «догнать и перегнать» ведущие страны, если заменить мелкие коммуны крупными и затеять глобальные преобразования, начиная с производства стали. Используя недостоверные завышенные данные о производстве зерна в стране, Мао Цзэдун заявил в августе 1958 года на расширенном совещании в Бэйдайхэ, «что зерновая проблема в основном решена», и предложил бросить все силы на то, чтобы в 1958 году удвоить производство металла по сравнению с 1957 годом.

Совещание в Бэйдайхэ приняло решение о повсеместном создании народных коммун. Предполагалось, что в народных коммунах будут сочетаться промышленность, сельское хозяйство, просвещение и военное дело. Тем самым был узаконен начатый по инициативе Мао процесс «коммунизации» китайской деревни.

Руководствуясь принятыми решениями, Госплан КНР разработал новый вариант пятилетнего плана на 1958—1962 годы. Он предусматривал резкое ускорение темпов экономического развития. Предполагалось увеличить выпуск промышленной продукции в 6,5 раза, сельскохозяйственной в 2,5 раза, причем среднегодовой прирост в промышленности должен был составить 45 %, а в сельскохозяйственном производстве — 20 %. Выплавку стали предполагалось увеличить в 10 раз, с первоначально намечавшихся примерно 10 млн тонн до 100 млн тонн.

Главной проблемой подъёма экономики и индустриализации считалось производство стали. Повсюду стали строиться мастерские по производству стали из руды, при этом отсутствовала надлежащая инфраструктура и фундаментальные знания о стали и мартеновских печах. В соответствии с директивами Партии, повсюду стали строиться малые печи из глины, которые топили дровами. Рабочих набирали из близлежащих деревень. К осени 1958 года по всему Китаю действовало более 700 тыс. кустарных доменных печей, на работу по производству металла было мобилизованно до 100 млн человек.

Ещё в 1959 году, после изучения проблемы и первых опытов, стало ясно, что хорошего качества сталь можно производить только в крупных печах на больших фабриках, используя каменный уголь в качестве топлива, однако проект продолжался, население организовывало на местах добычу угля и пыталось модернизировать печи.

Результатом был низкокачественный чугун, требующий для превращения в сталь дополнительной обработки и непригодный для широкомасштабного использования сам по себе. Он мог использоваться преимущественно для изготовления плугов и мотыг и расходовался в пределах коммуны. Экономические потери в результате «битвы за сталь» достигли 2 млрд юаней.

Руководство, однако, было восхищено всеобщим подъёмом, а специалисты боялись выступать с критикой после кампании Пусть расцветают сто цветов.

В 1958 году производство «стали» возросло на 45 %, а в 1959 году — ещё на 30 %. Однако в 1961 году неэффективность малой металлургии стала очевидна, производство стали резко упало, и вернулось к уровню 1958 года только в 1964 году. Огромный расход угля вызвал перебои в снабжении электроэнергией — осенью в ряде провинций Северо-Востока полностью или частично прекратили работу большинство предприятий легкой промышленности.

Реформы сельского хозяйства

Сельское хозяйство в годы Большого скачка было полигоном для широкомасштабных социальных и агропромышленных экспериментов.

Велось строительство ирригационной системы, частично неэффективное из-за отсутствия квалифицированных инженеров.

Эксперименты по засеву зерновых базировались также на разработках советского академика (позже подвергнутого критике) Лысенко и его последователей. Пробовалось, например, засевать семена более густо с глубокой вспашкой, из расчёта, что система корней, уходящих вглубь, позволит избежать конкуренции растений, и появятся более плотные урожаи.

Кампания по уничтожению воробьёв ( официальная пропаганда объясняла, что воробьи массово пожирают зёрна урожая, принося национальному хозяйству колоссальный убыток) привела к тяжёлым нарушениям экологического баланса, в результате которых резко увеличилась популяция насекомых, истреблявших урожаи.

Волюнтаристские эксперименты в сочетании с коллективизацией привели к обширному голоду.

Последствия Большого скачка

В 1958 году была хорошая погода и ожидался хороший урожай. Отвлечение большого количества людей на выплавку стали и кампания по уничтожению воробьёв привели к тому, что урожай оказался невысоким, хотя официальные цифры рапортовали об успехах. Рапорты основывались также на количестве зерна, поставленного в зернохранилища. Увеличение поставок достигалось путём уменьшения доли зерна у крестьян, которые стали страдать от недоедания.

В 1959 и 1960 годах два года подряд стояла плохая погода, что привело к крайне низким урожаям и голоду в ряде провинций. На это наложилось крупное наводнение из-за разлива реки Янцзы, от которого погибло два миллиона человек.

Особенно сильная засуха была в 1960 г., она поразила северные провинции. Засуха наложилась на перегибы коллективизации и на последствия экспериментов по уничтожению воробьёв. Огромное количество людей вымерло от голода в самой плодородной провинции Сычуань. При этом официальная статистика опять мало соответствовала реальному положению дел, так как урожай конфисковывался у крестьян для заполнения государственных хранилищ в соответствии с планом (что вошло в статистические данные), а крестьянам почти ничего не оставалось для пропитания, гибель от голода приобрела массовый характер.

В январе 1961 года состоялся IX пленум ЦК КПК, который решил приостановить политику Большого скачка в сельском хозяйстве и принял чрезвычайные меры по закупке зерна в Канаде и Австралии. Реальная заработная плата снизилась в городах на 10 %. В целом политика «большого скачка» обошлась Китаю почти в 70 млрд долларов, что составляло около одной трети валового национального продукта страны.

Согласно архивным данным компартии Китая, примерно 45 миллионов китайцев погибли от голода между 1958 и 1962 годами.

Первая жёсткая критика политики Большого скачка прозвучала на Лушаньской партконференции в июле—августе 1959 года, выступал маршал Пэн Дэхуай.Он выразил несогласие с политикой мобилизации всей страны на осуществление кустарной выплавки стали, указал на поспешность в проведении коммунизации, критиковал обстановку, сложившуюся в политбюро ЦК КПК, за отступление от принципов коллективного руководства, поставил вопрос об ответственности всех руководителей партии, «включая товарища Мао Цзэдуна», за ситуацию, сложившуюся в стране. В дальнейшем он был смещён Мао Цзэдуном со всех постов, на его место был назначен Линь Бяо.

В партии возникло серьёзное противостояние, которое продолжалось вплоть до Культурной Революции. В итоге Мао Цзэдун публично признал допущенные ошибки, он даже покинул пост Председателя КНР, уступив его Лю Шаоци (он оставался Председателем КПК и Председателем Военного Совета). Хозяйственной деятельностью занялись вплотную Лю Шаоци и Дэн Сяопин, им пришлось принять ряд прагматических мер, чтобы хотя бы частично выправить ситуацию. Они занялись деколлективизацией и частичным возвратом к «капиталистическим» методам управления. Мао Цзэдун жестоко отомстил за это поражение во время Культурной революции, в ходе которой развернулась борьба с «идущими по капиталистическому пути», а Пэн Дэхуай, Лю Шаоци и Дэн Сяопин были подвергнуты репрессиям.

1958. Сопротивляясь волнам и ветру. У всех есть замечательные способности
1958. Сопротивляясь волнам и ветру. У всех есть замечательные способности

1958. Восток несётся вперёд, Запад обеспокоен
1958. Восток несётся вперёд, Запад обеспокоен

1958. Поставьте организации на военную основу, а жизнь - на коллективную
1958. Поставьте организации на военную основу, а жизнь - на коллективную

1958. Каждый полностью отдаётся своему делу - и на производстве, и в торговле
1958. Каждый полностью отдаётся своему делу - и на производстве, и в торговле

1959. Бейте громче в барабан Большого Скачка
1959. Бейте громче в барабан Большого Скачка

Преобразуй реку Хэйхэ и свой характер
Преобразуй реку Хэйхэ и свой характер

1958. Загадочный плакат. Пересекая Жёлтую реку в арахисе
1958. Загадочный плакат. "Пересекая Жёлтую реку в арахисе"


Плакат призывает истреблять воробьёв
Плакат призывает истреблять воробьёв

В ходе развёрнутой в марте—апреле 1958 г. кампании только за три дня в Пекине и Шанхае было уничтожено 900 тыс. птиц, а к первой декаде ноября того же года в Китае, по неполной статистике, было истреблено 1,96 млрд воробьёв. В Пекине и приморских провинциях, где воробьёв уничтожали особенно усердно, попутно истребляли вообще всех мелких птиц.

Через год после кампании урожай действительно стал лучше, но при этом расплодились гусеницы и саранча, поедающие побеги. В дальнейшем урожаи резко уменьшились, в стране наступил голод, в результате которого погибло более 10 миллионов человек.

В начале XXI века в Китае началась массовая кампания по защите воробьёв.

Результатом кампании уничтожения воробьёв стала закупка и завоз в страну живых воробьёв из соседних регионов и стран.

1958 г. Коммуны - это хорошо
1958 г. Коммуны - это хорошо
На плакате показана образцовая сельхозкоммуна, в которой занимаются и сельским хозяйством, и выплавляют чугун.


Коммуна - это гигантский дракон  с внушительными объёмами производства продукции
Коммуна - это гигантский дракон с внушительными объёмами производства продукции


1958 г. Плакат призывает выращивать овощи гигантских размеров


Это плакат 1951 г. - до "Большого скачка". Показывает, насколько лучше и веселее стала жизнь крестьян после проведения аграрной реформы

Подпись к этому плакату гласит, что свиньи в коммунах  должны расти большими и жирными:
Подпись к этому плакату гласит, что свиньи в коммунах должны расти большими и жирными

1958 г.  Плакат призывает учиться у Советского Союза и использовать его достижения в науке
1958 г. Плакат призывает учиться у Советского Союза и использовать его достижения в науке

Выпуск продукции делает скачок за скачком. Нация богатеет
1958 г. Выпуск продукции делает скачок за скачком. Нация богатеет

1960. Лёгкая кавалерия
1960. Лёгкая кавалерия

1960. Председатель Мао заботится о детях
1960. Председатель Мао заботится о детях

1963 (уже после Большого Скачка. Солидарность народов Азии, Африки и Латинской Америки
1963 (уже после "Большого Скачка". Солидарность народов Азии, Африки и Латинской Америки

Да здравствует генеральная линия партии! Да здравствует Большой Скачок! Да здравствуют народные коммуны!
1964 г. Несмотря на то, что уже была признана ошибочность политики "Большого скачка", этот плакат его восхваляет: Да здравствует генеральная линия партии! Да здравствует Большой Скачок! Да здравствуют народные коммуны!

Просмотров: 16607
Другие материалы раздела
             
Редакция рекомендует
               
 

Комментарии (всего 0)

  • Укажите символы,
    которые вы видите на картинке

 
топ

Пропаганда до 1918 года

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

От Первой до Второй мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Вторая мировая

short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

После Второй Мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Современность

short_news_img
short_news_img
short_news_img