Журнал "Советский экран" о фильмах "Рэмбо" и "Рокки"

 
Статья из журнала "Советский экран" 1986 г., обличающая фильмы "Рэмбо" и "Рокки" и американскую киноиндустрию в целом.

Юрий Устименко. Репортаж из кинозала на Честнат-стрит


С нашим приходом число зрителей в кинозале возросло ровно втрое. Мы — это консул СССР в Сан-Франциско Геннадий Герман, автор этих строк и корреспондент «Меркьюри ньюс» Нора Виллагран. Четвертым был фоторепортер той же газеты, пожелавший остаться неизвестным. (Судя по качеству снимков, появившихся позднее в газете, его скромность легко объяснима.) Он долго мариновал нас перед входом в кинотеатр, заставив позировать у рекламы, в фойе, а потом как-то само собой получилось, что оказался вместе с нами и в зале, хотя честно признавался, что ««смотреть эту чушь неохота».

Ну, а нам пришлось идти, если хотите, по долгу службы. Идея «культпохода»» на два новых голливудских фильма принадлежала американской газете. Намечалось уговорить двух советских людей пойти в кино и дать им в сопровождение представителя газеты, которая впоследствии все опишет. Предстояло увидеть «Белые ночи» (не путать с лентой Л. Висконти) и «Роки-IV». Оба горячо дебатировались в местной печати, широко комментировались и в нашей стране.

Статья действительно была опубликована с фотографиями и комментариями. Далеко не всё, что бы хотелось, пошло в печать, но, как говорится, и на том спасибо. Опыт общения с моими американскими коллегами подсказывает, что могло быть и значительно хуже. В прошлом репортеры местных газет, бравшие интервью под тем или иным предлогом, перевирали сказанное безбожно.

Но, честно говоря, меня гораздо больше интересовало мнение американской журналистки, регулярно пишущей на темы кино. Что думает она о новой тенденции в Голливуде —фильмах типа «Рэмбо. Первая кровь, часть вторая», «Роки-IV», «Белые ночи» и им подобных? В своей статье Нора Виллагран воздерживается от оценок. Однако в разговоре не скрывала своего мнения, и, надо признать, оно практически полностью совпало с нашим. Мы пришли к единому выводу: подобные картины не заслуживают того, чтобы их ставили и демонстрировали. По-видимому, в этом мы не одиноки. Как я уже говорил, кроме нас в зале скучали еще лишь два зрителя.

Надо оговориться: оглушительная реклама, одновременный выход на экраны сотен кинотеатров делают свое дело. Фильмы-однодневки поначалу «берут кассу», принося кинодельцам желанные барыши. Отравители массового сознания довольны: тысячи и тысячи зрителей устремляются в кинозалы. Впрочем, волна ажиотажа быстро спадает, сколько бы денег ни затратили на рекламу. Срабатывает людская молва. Трудно предположить, что знакомые и родственники тех, кто уже посмотрел «Роки-IV», пойдут на этот фильм. Он производит гнетущее впечатление: однообразный мордобой с густо размазанной, где только возможно, кровью и пушечными ударами боксерских перчаток.

Сюжет примитивен до неприличия и сводится к схватке между Роки и «советским» чемпионом Иваном Драго (надо же было придумать такое «чисто русское» имя). Перед боем Роки проходит тренировки в Сибири. Если верить Голливуду, электричество в Сибирь еще не пришло, и там обходятся керосиновыми лампами. Живут в рубленых избах, отапливаемых дымными печами, и лучшие годы жизни, видимо, проводят за рубкой дров. Транспорт— исключительно гужевой.

То же самое в иной, правда, вариации и в «Белых ночах», где, по словам газеты «Меркьюри ньюс», «режиссер вытаскивает на свет все избитые шаблоны и карикатуры «холодной войны». С той лишь разницей, что в «Роки-IV» «холодная война» разыгрывается на ринге, а в «Белых ночах» — под музыку, для чего ни к селу ни к городу в фильм включены танцевальные номера, к развитию сюжета отношения не имеющие.

«Роки-IV» следует по пятам за «Рэмбо», плодом больного воображения исполнителя главной роли, режиссера и сценариста обоих фильмов Сильвестра Сталлона. Как-то мне случилось наблюдать его выступление по калифорнийскому телевидению. «Мой герой (Рэмбо и Роки, надо понимать — Ю. У.) несет послание людям — промямлил он. — Это не мое послание. а послание американскому народу...» Оратор запинается. Говорить ему трудно и непривычно: весь текст Рэмбо легко укладывается на одной машинописной странице. «Против, — продолжает Сталлон, шумно сглотнув слюну и после новой паузы — сил зла»... Пауза. «Можно сказать» — заключает он с видимым облегчением, осознав, что сумел что-то произнести самостоятельно, без репетиций и суфлера.

«Рэмбо» и ему подобные не просто пережевывают и переигрывают битвы прошлого, одерживая сегодня «победу» во Вьетнаме, где Пентагон покрыл себя в прошлом несмываемым позором. «Роки-IV» звучит призывом к новым военным авантюрам, и в рекламе фильма так и сказано: «Будьте готовы к третьей мировой войне». «Отдельные голливудские деятели явно пытаются втянуть нас в ядерную войну»— указывала газета «Лос-Анджелес таймс», комментируя новые фильмы. «Для человека, пишущего рецензии на плохие картины, минувший год был самым урожайным. В 1985 году в Голливуде перестали выпускать хорошие фильмы», — заявляет кинокритик газеты «Сан-Франциско кроникл». «Если бы знать, что наша киноиндустрия дойдет до такого—грустно замечала «Лос-Анджелес таймс», — нам лучше бы оставаться дома и в кино не ходить».

Эти картины пришли на американский экран в те дни, когда США переживают серьезные экономические, финансовые и социальные трудности. Безработица остается на высоком уровне. Из года в год растет число обездоленных, бездомных, сброшенных на дно американского общества. В Белом доме судорожно ищут «внешнего врага», чтобы оправдать провалы своей антинародной политики. США осуществили варварскую агрессию против суверенной Ливии, нагнетают угрозы в отношении Никарагуа и других стран, отказывающихся следовать диктату Вашингтона. «Киномелодрама «холодной войны» взлелеяна консерватизмом США и связана с нестабильной экономикой и падением престижа Соединенных Штатов за границей»,—подчеркивает газета «Трибюн».

Фильмы, пронизанные жестокостью и ненавистью, явно отвечают запросам официальной пропаганды и идут в самый широкий прокат. В январе «Роки-IV» демонстрировался более чем в трех тысячах кинотеатров по всей территории Соединенных Штатов, тогда как обычно лента поступает на экраны в лучшем случае нескольких сотен кинозалов. В результате за первые два месяца «Роки-IV» принес его создателям свыше ста миллионов долларов.

Иными словами, у этих картин есть свой зритель. Он возник не из пустоты. Его подготовила и воспитала ежедневная массированная антисоветская пропаганда, которую ведут средства массовой информации США. Журнал «Ньюсуик» выносит на обложку заключительный кадр из «Роки-IV» — Сталлона, закутанного в звездно-полосатый флаг. «Вы можете его любить или ненавидеть, — пишет журнал — но Сильвестр Сталлон вернул героя американской мифологии, облаченного в военную форму и вершащего суд с помощью винтовки».

Голливуд подыгрывает официальному Вашингтону, создавшему в стране атмосферу истеричной неприязни к СССР на волне умело разыгрываемой кампании ура-патриотизма, разжигания откровенно расистских и шовинистических настроений. Авторам таких фильмов присуще не только стремление исказить советскую действительность, но и представить советских людей в образе недочеловеков, которым нет места на земле, и поэтому они не достойны жалости и сожаления. Расправляться с ними — не только нечто вроде спорта, но и священный долг каждого «истинного» американца. "Самым тревожным в этих картинах— отмечает «Трибюн» — является то, что русские и азиаты представлены в них негативно и шаблонно. Сплошь и рядом их рисуют в образе злодеев и обманщиков». В частности, в «Роки-IV» и «Белых ночах» все персонажи, долженствующие изображать «русских», в основном безмозглые роботы и закоренелые мерзавцы.

Спрашивается: кому это нужно и кому это выгодно? В конце концов в Америке все подчинено интересам наживы и упирается в его величество доллар, диктующий людям поведение, мировоззрение, семейный уклад, чувства и мысли. Думается, Голливуд стремится сейчас поживиться на милитаристском психозе, захлестнувшем США с подачи Вашингтона. «Новая тенденция в жизни Голливуда — выпускать заведомо плохие ленты», — иронизирует «Сан- Франциско кроникл». «В погоне за кассовыми сборами, — вторит ей «Меркьюри ньюс», — многих молодых и талантливых режиссеров вынуждают снимать посредственные или плохие картины, потакающие самым низменным инстинктам».

В первую очередь фильмы типа «Рэмбо» нацелены на молодежную аудиторию, но их авторы не успокаиваются на достигнутом. Сейчас они стремятся охватить не только тех, кто способен пойти в кино без сопровождения взрослых, но и самых юных — детей младшего школьного и дошкольного возраста. В этом году планируется выход на телеэкраны США мультипликационной серии, в основу которой положены кровавые похождения нового супергероя Голливуда. Компания «Уорлдвижн» объявила, что весной выйдет рисованный телесериал на пять с половиной часов, который позднее будет демонстрироваться пять дней в неделю в часы, отведенные для показа детских фильмов. «Время от времени, — заявил представитель компании Джон Риджо, — Рэмбо станет непосредственно обращаться к своим маленьким зрителям и советовать, как поступить, чтобы выжить в случае ядерной войны».

Герой вроде Рэмбо, если дать ему волю, начал бы войну уже сегодня. Единственный «совет», который можно от него услышать — это грохот ручного крупнокалиберного пулемета. Инициаторы и подпевалы милитаристской истерии в США хотели бы взрастить подрастающее поколение буквально с пеленок на идеях жестокости и насилия. Какое же будущее готовят они сегодняшним детям Америки, если роль объекта для подражания отводится профессиональному убийце?

Воспевание «холодной войны» и призывы к новым милитаристским авантюрам за границей получают широкое распространение на базе безответственной риторики, заполонившей в последние годы коридоры власти в Вашингтоне. «Современный киногерой, представляющий армию из одного человека, — заявляет кинокритик калифорнийской телекомпании Кей-Джи-Оу —возвращается во Вьетнам, чтобы прославить кровавое побоище в глазах молодого поколения, слишком молодого, чтобы помнить жестокие уроки вьетнамской войны».


В позорные для Америки годы жители США слишком многое увидели, чтобы забыть и чтобы простить тех, кто послал на смерть в джунгли Юго-Восточной Азии десятки тысяч американских юношей. Тогда за океаном снимали «Апокалипсис сегодня» и «Возвращение домой», говорившие суровую правду о войне. Сегодня Пентагон требует подменить правду ложью, и в Голливуде охотно откликаются, напрочь забыв, чем заканчиваются авантюры в жизни. Авторы «Рэмбо» говорят зрителям: «Вот если бы мы не брали пленных во Вьетнаме, если бы сравнивали с землей все, что попадало в поле зрения, война бы обернулась по-иному». «В этом фильме сначала стреляют, а потом задают вопросы», — заявляет известный американский кинокритик Джеффри Лайонс, часто выступающий по национальному телевидению.

«Опасность картин, подобных «Рэмбо», — пишет «Меркьюри ньюс»,— состоит в том, что они предлагают крайне упрощенный и основанный на силе метод решения сложнейших проблем современности». «Когда вооруженные бандиты приходят на смену здравому смыслу — указывает «Сан-Франциско кроникл», — становится трудным путь назад, к разуму. Если наша молодежь способна проглотить столь опасную чепуху, это может привести к распространению более грозного вируса, чем вирус болезни AIDS (синдром приобретенного иммунодефицита)».

Эти и многие другие высказывания американской печати и кинокритиков свидетельствуют о том, что не все потеряно и что в Америке немало людей, осознающих опасность прославления убийства и насилия, пропаганды «холодной войны». «Рэмбо. Первая кровь, часть вторая» занял позорное «первое место» среди худших американских фильмов прошлого года. Такие результаты дал опрос кинокритиков 75 газет и журналов США, включая специализированные издания. Комментируя его итоги, «Лос-Анджелес таймс» подчеркивала, что «Рэмбо» получил больше негативных оценок, чем любая кинокартина с тех пор, как организуются подобные опросы. На «третье место» среди наихудших вышел «Роки-IV».

«Ни один критик — отмечает «Лос-Анджелес таймс», — не включил «Рэмбо» и «Роки» в число даже посредственных фильмов. Этот факт говорит сам за себя, если учесть, что 125 картин были оценены положительно хотя бы одним кинокритиком». «Когда пишешь о «Рэмбо», надо давать не критическую оценку, а заниматься подсчетом трупов», — признает «Филадельфия инкуайерер». «Откровенно самый ужасный среди фильмов», — подчеркивает «Де-Мойн реджистер». «Ничто не может сравниться с «Рэмбо» по агрессивности» — указывает «Баффало ньюс». «Наихудший среди худших», — заключает «Лос-Анджелес таймс».

По данным журнала «Тайм», в прошлом году доходы кинотеатров от продажи билетов упали на 11 процентов по сравнению с предшествовавшим годом. «Киноиндустрия переживает сейчас один из самых глубоких спадов за последнее десятилетие. Представители кинобизнеса признают, что минувший осенне-зимний сезон был самым плохим на их памяти», - пишет «Трибюн». Причина тому, говорит президент американской ассоциации кинопромышленников (МПАА) Джек Валенти, проста: «Мы не смогли предложить зрителю достаточного числа привлекательных фильмов».

...Пустой зал кинотеатра на Честнат-стрит в Сан-Франциско заставил нашу спутницу задуматься. «Сразу видно,— прокомментировала Нора Виллагран, — что «холодная война» не пользуется в Америке особой популярностью. Не судите о нас по «Рэмбо» и «Роки». Американцы, думаю, как и русские, не хотят войны, и будем надеяться, это поймут и в Голливуде. Не те сейчас времена, чтобы разжигать злобу и недоверие. Это слишком опасно».

Юрий УСТИМЕНКО.
корр. ТАСС — специально для «Советского экрана»

Сан-Франциско









Источник: http://dubikvit.livejournal.com/63781.html
Просмотров: 11197
Другие материалы раздела
             
Редакция рекомендует
               
 

Комментарии (всего 0)

  • Укажите символы,
    которые вы видите на картинке

 
топ

Пропаганда до 1918 года

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

От Первой до Второй мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Вторая мировая

short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

После Второй Мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Современность

short_news_img
short_news_img
short_news_img