Реклама в Советском Союзе. От Революции до Второй мировой
На первый взгляд такие понятия как «коммерческая реклама» и «Советский Союз» никак не совместимы между собой. Плановая экономика, дефицит, очереди, непонятные для иностранцев выражения наподобие «в гастрономе выбросили колбасу» … Какая тут, простите, реклама? Но тотальный дефицит всего и вся был в Советском Союзе далеко не всегда и далеко не везде. И, разумеется, в нашей стране была самая настоящая реклама. Более того, она была в Советском Союзе буквально с первых дней его существования. Вопросом рекламы Совет Народных Комиссаров, новое правительство России, занялся уже 20 ноября (по новому стилю) 1917 года – не прошло и двух недель со дня штурма Зимнего.
В этот день вышел декрет «Декрет о введении государственной монополии на объявления». Приведем его полный текст.
«1) Печатание за плату объявлений в периодических изданиях печати, равно в сборниках и афишах, а также сдача объявлений в киоски, конторы и т.п. учреждения объявляются монополией государства.
2) Печатать таковые объявления могут только издания Временного рабочего и крестьянского правительства в Петрограде и издания местных Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
За напечатание объявлений не имеющие на это право издания закрываются.
3) Владельцы газет, контор для помещения объявлений, а равно все служащие в конторах, экспедициях и каких бы то ни было предприятиях подобного рода обязаны оставаться при своем деле впредь до сдачи его государству в лице вышеуказанных органов, отвечая за полный порядок его, за соблюдение непрерывности в ходе предприятий и за сдачу в издания Советов как всех частных объявлений, так и всех денежных сумм за принятые объявления, а равно и полнейшей отчетности с приложением документов.
4) Все заведующие изданиями и предприятиями, помещающими объявления за плату, а равно все служащие и рабочие этих предприятий обязуются немедленно собраться в городские собрания и объединиться сначала в городские союзы, а затем в всероссийский союз для более успешной и правильной организации дела принятия и помещения в советских изданиях частных объявлений, равно для выработки правил более удобного для населения приема и печатания этих объявлений.
5) Виновные в сокрытии документов или сумм, а равно в саботаже указанной в §§3 и 4 меры, караются конфискацией всего имущества и тюремным заключением до 3 лет.
6) Платное помещение объявлений в частных изданиях, в виде отчетов, рекламных статей или в других замаскированных формах, влечет за собой то же наказание.
7) Предприятия по приему и сдаче объявлений конфискуются государством с уплатой, в случае нужды, временного государственного пособия владельцам их. Мелким собственникам, вкладчикам и акционерам конфискуемых предприятий возвращаются полностью их вклады.
8) Все издания, конторы, экспедиции и вообще предприятия, помещающие платные объявления, обязаны немедленно дать в Советы рабочих и солдатских депутатов точные сведения о своем местонахождении и приступить к сдаче дел и объявлений под страхом наказаний, указанных в §5.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин).
Народный комиссар по просвещению
А. В. Луначарский.
Скрепил: Секретарь Совета Н. Горбунов.»
Как видите, реклама в новой России была национализирована. 16 апреля 1918 года советское правительство решило навести порядок и в такой области как отправка любых объявлений, в том числе и рекламных. В этот день вышел декрет «Об организации управления почтово-телеграфным делом Советской республики». Вводная часть декрета констатировала неприятный факт – в области почты и телеграфа в стране царит полный бардак. Декрет подчинял почту и телеграф Народному Комиссариату почт и телеграфов. Вмешательство местных властей и других структур в работу этих средств связи исключалось:
«8. Почтово-телеграфное дело по техническим условиям своей работы требует строгой централизации и единообразия в постановке дела как в центре, так и на местах. Порядок приема и отправления как почтовой, так и телеграфной корреспонденции, исполнение сметных ассигнований, штаты и оклады служащих, прием, увольнение и перевод последних должны регламентироваться определенными правилами, установленными для всего ведомства в целом, причем в этих правилах должны быть точно предусмотрены случаи, когда к решению указанных вопросов должны привлекаться местные органы Советской власти. Помимо этих случаев всякое вмешательство местной власти в деятельность почтово-телеграфных учреждений, без предварительного сношения с полномочными лицами ведомства, совершенно недопустимо.»
Но, с 1918 по 1922 год коммерческой рекламы по вполне понятным причинам не было. Гражданская война, «военный коммунизм», голод, разруха как то не того. Единственный жанр рекламы, который существовал в нашей стране в эти годы – это политический плакат.
Но вот 15 марта 1921 года на X съездом РКП(б) была провозглашена Новая Экономическая Политика (НЭП). Частный бизнес был снова легализован, в обиход вошло слово «нэпмэн». Тут уже с частниками конкурировали государственные кооперативы и синдикаты. И. В. Сталин в своем докладе «Об итогах XIII съезда РКП(б): на курсах секретарей укомов при ЦК РКП(б)», прочитанном на на курсах секретарей укомов при ЦК РКП(б), говорил:
Если помните, Ленин еще на XI съезде говорил, что охват рынка силами государства и кооперации, овладение основными нитями торговли будет протекать не в порядке мирной работы, а в порядке борьбы между элементами социалистическими и элементами частнокапиталистическими, что эта работа будет протекать в порядке отчаянного соревнования между этими противоположными элементами нашего народного хозяйства. И вот, эта борьба разгорелась.
И, разумеется, оружием в этой борьбе должна была стать реклама. Вот, например, короткометражный мультфильм, вышедший на экраны в 1925 году, который смело можно назвать первым образцом социальной рекламы в Советском Союзе:
Если у вас тормозит онлайн-видео, нажмите паузу, дождитесь, пока серая полоска загрузки содержимого уедет на некоторое расстояние вправо(в это время видео скачивается из интернета), после чего нажмите "старт". У вас начнётся проигрывание уже скачанного куска видео.
Но основа борьба между частниками и кооператорами разгорелась, конечно же, не на киноэкране, а на страницах газет и журналов, стендах с объявлениями и на прочих носителях рекламной печатной продукции. В 1922 году при ВСНХ (Высшем Совете Народного Хозяйства) создается комиссия по рационализации рекламы. Но еще раньше - в ноябре 1921 года «Известия», газета Верховного Совета, начинает прием платных объявлений. И уже через год доходы от размещения объявлений составляют две трети доходов этого издания. В 1922 году появляется и первое рекламное агентство – государственная контора объявлений «Двигатель», занимающееся рекламой для крестьян. А вскоре свои рекламные агентства открывают и наркоматы и организации. При Наркомате Путей Сообщения открывается агентство «Рекламтранс», Наркомат почт и телеграфов обзаводится агентством «Связь», ВСНХ открывает агентство «Промреклама», занимающееся рекламой промышленных предприятий. На московском рекламном рынке доминирует «Мосторгреклама» - к услугам этого агентства были 30 тысяч столбов, тысяча трамвайных вагонов, фойе сорока гостиниц и шести театров.
Великий пролетарский поэт Владимир Маяковский в эти годы осваивает профессию копирайтера – в соавторстве с известным художником и фотографом Родченко, основателем конструктивизма, он создает рекламные плакаты для крупнейших государственных трестов и кооперативов. По достоинству эти плакаты оценили не только советские граждане – в 1925 году цикл плакатов этих авторов был удостоен серебряной медали на Международной художественно-промышленной выставке в Париже.
Плакат Родченко и Маяковского. 1923
А на этом плакате, созданном в 1925 году, увековечена Лиля Брик, любовница Маяковского.
Два рекламных плаката ГУМа работы Родченко и Маяковского.
Родченко и Маяковский. 1925
«Мы идеализировали методы агитации. Мы забросили рекламу, относясь пренебрежительно к этой "буржуазной штучке". При нэпе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор, продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой. Здесь еще мы щенки. Надо поучиться» - писал Маяковский в статье «Агитация и реклама».
Плакат 1926 года.
Подосенов, 1927 г.
В 1927 году «Степан Разин» выпускал не только пиво.
1927 год. Реклама в «старорежимном» стиле.
«Весь Союз ССР пишет перьями Союз», 1929
«Карандаш Мосполиграф», 1928
«А. Гаммер. Standard. Карандаши. Перья», 1928
«А. Гаммер. Diamond. Карандаши. Перья». 1928
И несколько рекламных плакатов Моссельпрома - пищевого треста Московского Совета Народного Хозяйства, объединявшего целый ряд табачных фабрик, пивных заводов, хлебзаводов и кондитерских фабрик:
Слоган «Нигде кроме, как в Моссельпроме» придумал Маяковский, а вот художников идентифицировать не удалось.
Фасад Дома Моссельпрома в Калашном переулке. Снова Маяковский и Родченко.
Плакат 1928 года.
«Папиросы Пушки нового стандарта», Зеленский А. Н., 1929
Художник и год неизвестны
«Папиросы Пушки», Зеленский А. Н., 1926
«Папиросы Наша марка», 1926
«Кури папиросы Пачка. Нигде кроме, как в Моссельпроме», Буланов М. А., 1927
Табачные фабрики, входившие в состав «Моссельпрома» использовали традиционную для сигарет «сюрпризную» рекламу: как и в дореволюционное время, в пачках сигарет можно было найти рекламный календарь, правда, теперь рекламировался «Моссельпром». Подобные рекламные акции оказались эффективными, в связи с чем получили широкое распространение.
«Я пью пиво и воды только завода Южная Бавария» Импорт. Неизвестный художник, 1928
Плакат 1926 года.
Художник и год неизвестны, но явно – эпоха НЭПа
В 1928 году началось осуществление первого пятилетнего плана. НЭП официально никто не отменял, но «де факто» Новая Экономическая Политика» была свернута – страна взяла курс на индустриализацию. Коммерческой рекламы на газетных полосах и на улицах становится меньше. Но в 1935 году правительство вспоминает о рекламе – в годы первых пятилеток строятся не только металлургические, тракторные, автомобильные и прочие заводы-гиганты, но и предприятия, выпускающие товары народного потребления. Что рекламировать, уже есть. В том году Наркомат Внутренней Торговли СССР издает постановление «Об использовании методов рекламы для расширения товарооборотов». Создаются такие организации, как «Торгреклама», «Коопторгреклама» и «Внешторгреклама». Первые две занимаются рекламой на внутреннем рынке («Торгреклама» производит рекламный инвентарь «Коопторгреклама» занимается непосредственно рекламой), а название «Внешторгрекламы» в комментариях не нуждается.
Как видим, советская реклама тридцатых годов становится более похожей на рекламу западную. Но есть и важные отличия – западная реклама это в первую очередь реклама определенных торговых марок, советская – очень часто рекламирует просто определенные категории товаров. Цели и задачи советской рекламы четко и емко сформулировал Анастас Микоян, нарком пищевой промышленности СССР:
«Задача советской рекламы в том, чтобы дать людям точную информацию о товарах, находящихся в продаже, помочь им сформулировать новые требования, привить новые вкусы и запросы, стимулировать продажи новых видов товаров и объяснить способы их использования потребителю».
А потом было страшное лето 41-го. Реклама вернулась на страницы советских печатных изданий и на улицы городов только после Победы
Комментарии (всего 0)