Подборка антисоветских карикатур 1930-х годов немецкого сатирического еженедельника "Simplicissimus".
Сатирический журнал Lustige Blätter выходил в Германии с 1852 по 1944 годы. За все время в нем не появилось ни одной карикатуры на вождей Германии.
Гитлерюгенд - молодёжная организация НСДАП. Членами союза были только юноши, для девушек существовал отдельный союз — «Союз немецких девушек».
Австрийский доктор Стефан Елинек (1871-1968) опубликовал множество материалов касательно неосторожного обращения с электричеством дома, на работе и во время активного отдыха. В 1931 г. он издал книжку с инструкциями по безопасному обращению с электричеством (Elektroschutz in 132 bildern. Wien-Leipzig, 1931). Иллюстрации к ней рисовали художники Josef Danilowatz, Franz Wacik и Eduard Stella. С этими иллюстрациями мы и предлагаем вам ознакомиться.
Несмотря на милитаризированность Третьего Рейха, агитация в нём велась и по мирным направлениям.
СС (нем. Schutzstaffel — «охранные отряды») - военизированные формирования германской национал-социалистической партии (НСДАП), подчинялись лично Гитлеру и рейхсфюреру СС Г. Гиммлеру. В ведении СС находились концлагеря, а войска СС участвовали как в боевых действиях, так и в геноциде населения оккупированных территорий. По заявлениям многих исследователей СС, это был орден, сколоченный по принципу иезуитского ордена. Сам Гитлер неоднократно называл Гиммлера «моим Игнатием Лойолой». Первое, что сделали создатели ордена, – до крайности затруднили вступление в него.
Массовые мероприятия тоже могут быть элементом пропаганды, причём весьма эффективным. 20 апреля 1939 года вся Германия отмечала день пятидесятилетия Адольфа Гитлера как государственый праздник. По этому поводу были устроены грандиозные торжества в Берлине, с фотографиями которых мы и предлагаем вам ознакомиться.
Генерал Гоффман, бывший начальник штаба германской восточной армии, в декабре 1920 года дал интервью берлинской эмигрантской газете "Руль". Так как это интервью вполне можно отнести к пропаганде, мы решили его опубликовать на нашем сайте. Оно представляет несомненный исторический интерес. Текст интервью приведён к современной русской орфографии.
Лени Рифеншталь - пожалуй, самая известная деятельница кино Третьего Рейха. Имена других режиссеров, актеров, актрис, сценаристов, работавших на министерство пропаганды доктора Геббельса в наши дни известны только историкам кино (исключения из этого правила крайне немногочисленны). А имя Рифеншталь на слуху и по сию пору. Она прожила 101 год. В возрасте 71 года Лени Рифеншталь исполнила свою давнюю мечту: начала посещать курсы дайвинга, и занималась им, когда ей было уже больше 90 лет. Она широко известна и как фотограф. Но наибольшую известность ей принесли два пропагандистских документальных фильма, снятые в тридцатые годы. Хотя, в нацистской партии Рифеншталь не состояла и совсем не собиралась пробовать свои силы в области пропаганды.
Доктор Йозеф Геббельс - один из самых известных пропагандистов двадцатого столетия. Министр народного просвещения и пропаганды Третьего Рейха. На протяжении долгих двенадцати лет именно его ведомство решало, какие передовицы появятся на первых полосах газет, какие песни прозвучат в радио-эфире, какие фильмы выйдут на экраны кинотеатров и каков будет репертуар на театральных подмостках. Во многом благодаря министерству пропаганды немцы продолжали сражаться на Восточном фронте до самого конца, когда исход войны был очевиден всем и каждому. Многие немцы, не имевшие возможности бежать в тыл, кончали жизнь самоубийством, предварительно убив жен и детей. И сам Геббельс и его супруга тоже покончили с собой, отравив перед этим шестерых своих детей.
На Всемирной Выставке 1937 года, проходившей в Париже, павильоны Советского Союза и Германии находились напротив друг друга. Здание советского павильона венчала знаменитая статуя В. Мухиной "Рабочий и Колхозница", точно напротив нее возвышалась башня, на вершине которой расположился орел со свастикой. А у подножия этой башни расположились не менее знаменитые статуи Йозефа Торака "Товарищество" и "Семья" - крепкие мускулистые обнаженные тела.
Монументальной пропаганде уделялось очень большое внимание в нацистской Германии. Идеально сложенные бронзовые или гипсовые юноши и девушки были наглядным воплощением "арийского" эталона красоты - настоящий человек, представитель высшей расы, должен выглядеть именно так. Источником вдохновения для немецких скульпторов служили работы мастеров античности и эпохи Возрождения.
В полной мере монументальную пропаганду нацисты использовали во время Летних Олимпийских Игр 1936 года, проводившихся в Берлине. С участия в конкурсе, приуроченным к этим играм, началась карьера Арно Брекера (1900-1991), ставшего впоследствии придворным скульптором Гитлера, а после войны оставшегося самым высокооплачиваемым скульптором в Западной Германии.
Версальский договор подписанный 28 июня 1919 года делал Германию практически безоружной страной. Некогда одной из самых сильных военных держав Европы разрешили иметь армию численностью всего в 100 тысяч человек. И эта армия должна была комплектоваться исключительно добровольцами. Никакой всеобщей воинской повинности. А кроме того, у этой армии не должно было быть современного оружия - танков и самолетов. Правда, столь жесткие ограничения привели к тому, что у немецких генералов появилась возможность оставить в армии лучших из лучших. А кроме того, если генералы стран Антанты возвели в абсолют опыт Первой мировой, то немецкие генералы думали о том, как побеждать в будущих войнах за счет качественного, а не количественного превосходства. Им волей неволей приходилось готовится к войне принципиально иной.
А простые немцы продолжали гордится армией своей страны. Пусть и немногочисленной. И они охотно покупали посвященные ей открытки.
После провала Пивного путча (8 ноября 1923 года) - неудачной попытки захватить власть в Баварии и непродолжительной отсидки в тюрьме, Гитлер решил придти к власти, соблюдая действующее законодательство Веймарской Республики. А законодательство там было весьма своеобразным - выборы в Рейхстаг, парламент страны, проводились с интервалом раз в два года, но рейхспрезидент обладал полномочия распустить парламент в любой момент, а иногда Рейхстаг распускался и сам не дожидаясь президентского указа. Так что выборы в Веймарской Германии происходили чаще, чем это предписывала конституция страны. Во время выборов страсти кипели не только на митингах или страницах газет, политическая борьба выплеснулась и на улицы.
12 сентября 1919 года Адольф Гитлер, никому не известный ефрейтор 2-го Баварского пехотного полка заглянул на собрание Немецкой Рабочей Партии - одной из бесчисленных крошечных политических партий в изобилии появившихся в Мюнхене после Ноябрьской Революции. В тот же вечер он в эту партию, в которой не было и четырех десятков членов, и вступил. А уже в 1920 году он переименовал ее в Национал-Социалистическую Германскую рабочую партию. А в 1921 году стал ее лидером. После Пивного путча (8 ноября 1923 года) о Гитлере и его партии заговорили по всей Германии.
Реклама — это не только двигатель торговли, но и эффективное средство пропаганды. Ведь даже совершенно невинные рекламные плакаты "товаров народного потребления" — это заодно и пропаганда определенного образа жизни, а иногда и реклама правительства или правящей партии, давшей населению возможность такой образ жизни вести, пусть даже лидеры правительства или партийные деятели на рекламных плакатах и не красуются.
Давайте посмотрим, какой была реклама в Третьем Рейхе. Заранее предупреждаю — ничего особо одиозного там. Самый одиозный рекламный плакат вынесен под заголовок — текст этой рекламы Coca-Cola гласит "Один народ, один Рейх, один напиток".
Популярный лозунг «Yankee, go home!» в Германской Демократической Республике пятидесятых годов звучал иначе – «Ami, go home!». Такое название носила и песня в исполнении Эрнста Буша.
Эрнст Буш (Ernst Busch) был, пожалуй, самым популярным певцом и актером в ГДР, но известность он приобрел задолго до того, как по окончании Второй Мировой на карте Европы возникли социалистическая Германская Демократическая Республика и капиталистическая Федеративная Республика Германия.
В 1937 году на экраны немецких кинотеатров вышел короткометражный фантастический фильм Weltraumschiff 1 startet (Старт первого космического корабля). Почему-то этот фильм именуют нацистским и пропагандистским. Но, на мой взгляд, если он что и пропагандирует, то только освоение космоса.
В единственном доступном в Сети отрывке никакой пропаганды нацизма мне обнаружить не удалось. Никто там не говорит – сегодня Германия, завтра – весь мир, послезавтра – Луна. Нет, просто показан старт космического корабля и его полет к Луне. Но, может быть, вся пропаганда осталась за кадром и в этот эффектный отрывок не попала.
Этот фильм многие критики называют первым нацистским фильмом. Но это определение можно смело брать в кавычки — его премьера состоялась 14 февраля 1924 года, когда о Гитлере и его партии за пределами Баварии мало кто знал. Фриц Ланг — создатель Нибулунгов к нацистам не имел никого отношения, ни тогда, ни впоследствии. Но все же, время и место выхода этого фильма на экран, заставляют критиков вспоминать о политике.
Хотел было по привычке назвать эту небольшую заметку "Рекламные ролики Третьего Рейха" (выкладывал тут заметки с заголовками "Настольные игры Третьего Рейха", "Оловянные солдатики Третьего Рейха"), но вовремя остановился — двусмысленно как-то звучит. К тому же непосредственно Третий Рейх в этих роликах не рекламируется. В них вообще нет никакой политики и идеологии. Рекламируются колготки, лампочки, сигареты. Товары народного потребления, одним словом. Кроме того, автор всех этих роликов — гениальный мультипликатор Ханс Фишеркёзен (Hans Fischerkoesen). Набив руку на мультипликационной рекламе, он впоследствии рисовал великолепные детские мультики.