К истории Дня Святого Валентина и его нынешней роли

 
Сегодня праздник 14 февраля - «День всех влюбленных» или «День святого Валентина» хорошо знаком всем нам. Со всех сторон начнут сыпаться сообщения о необходимости приобрести к этому дню цветы, конфеты, парфюм, плюшевые игрушки и ювелирные украшения, а так же навязчивые рекомендации сводить в этот день своих, и не очень, женщин в ресторан или кинотеатр, но так было не всегда.

История этого праздника насчитывает почти две с половиной тысячи лет и восходит к Луперкалии – древнеримскому празднику «женского плодородия», сопровождавшемуся жертвоприношениями животных в честь бога Фавна.



В те нескучные времена, мужчины делали из кожи жертвенных животных плети и стегали ими женщин, которые уже находились в детородном возрасте, но никак не приносили приплод.Смысл был в том, что бы увеличить число молодых римлян. Римские женщины, важно отметить, осознавали всю необходимость целительного удара и сами становились на пути Луперков. Луперками назывались оснащенные плётками юноши, в числе которых был и сам Марк Антоний, что свидетельствует о чрезвычайной популярности праздника. Отмечались Луперкалии пятнадцатого февраля и сохранялась эта традиция аж до 469 года.

Распространено мнение, которое, опирается скорее на логику, нежели на исторические документы, согласно которому католическая церковь ввела празднование дня святого Валентина, как раз, что бы заместить крайне популярный языческий праздник Луперкалии. Такая практика неоднократно имела место, когда христианская культура впитывала в себя местные национальные праздники дохристианского периода.

В католической традиции день святого Валентина отмечался куда скромнее. Но это и не был уже языческий праздник женского плодородия, в католичестве это был праздник христианской любви, воспевающий идеалы самопожертвования и сердечной чистоты. Та самая первая валентинка, написанная Валентином, преследовала целью исцелить бедную девушку, а вовсе не соблазнить её... Начиная с Д. Чосера и его поэмы «Птичий Парламент» смысл праздника начинает меняться, как и само понятие любви смещается от, мягкой, жертвенной, снисходящей к ближнему любви – «Агапэ», к более прозаичному и знакомому нам «Эросу».

Действие поэмы "Птичий парламент", написанной Джеффри Чосером в 1382 г., происходит в день святого Валентина, выбранный потому, что как раз в это время птицы образуют пары («Зане был День святого Валентина, / Когда пернатые вступают в брак…»). Из-за разницы между юлианским и григорианским календарями 14 февраля в Англии времён Чосера было теплее, чем сейчас, и уже вполне можно было праздновать приход весны.

Валентин упоминается в оригинале поэмы четыре раза — в том числе в финальном гимне, где птичий хор славит святого. По мнению исследователей, именно благодаря влиянию популярной поэмы Чосера Валентинов день стал считаться праздником влюблённых.

Специалист по средневековой литературе, профессор Калифорнийского университета Генри Ансгар Келли допускает, однако, что могла иметь место путаница и что сам Чосер, возможно, подразумевал другой день святого Валентина (в христианской традиции известно несколько святых с таким именем) — день памяти генуэзского епископа Валентина, отмечавшийся 3 мая.


Строгая католическая мораль хоть и подразумевала обмен валентинками, но делались они вручную и коммерческого содержания праздник всё еще не имел. Всё изменилось в XIX веке когда на смену рукодельным валентинкам пришли первые серийные, в которых амурчики не стесняясь тащили тележки с подарками. Тогда же появляется и главный графический символ праздника – красное сердечко.





Завершился процесс коммерческого преобразования окончательно в 1969 году, когда католическая церковь вообще отказалась от этого праздника и сделала его полностью светским, и тогда от «Дня святого Валентина» в «дне всех влюбленных» осталось лишь название.

Именно в таком светском виде это праздник и начал проникать в нашу действительность уже прочно разработанный в виде потребительского ритуала. Важно заметить, что потребность в новых праздниках с уклоном в потребление возникла вследствие массовых капиталистических отношений, а переделать старые праздники было не возможно.

С развалом СССР основной государственной идеей, активно навязываемой населению, стала идея потребления. Не удивительно, что на место старых и уже хорошо укоренившихся праздников, настроенных на сплочение населения и на сохранение культурных традиций, пришли праздники, основным содержанием которых, является потребление. Представляете ли вы себе подобный потребительский ажиотаж, который мы наблюдаем на «День всех влюбленных», скажем, на «1 мая»? Или на день памяти святого Кирилла, автора славянской письменности, который приходится на то же 14 февраля? Однако, заменить традиционные праздники ритуалами потребления задача не тривиальная, и для стандартного маркетинга – непосильная. Именно в таких случаях «инженеры нашего будущего» активно подключат пропаганду.

Одним из таких усиленно пропагандируемых праздников является «День святого Валентина». Хороший пропагандист знает, что наиболее чувствительная к пропаганде аудитория – дети, и именно с них всё и началось, когда, еще в девяностые годы двадцатого века, этот праздник, как по указке, начали праздновать в школах. Наиболее осведомленными о наличии этого праздника и о ритуалах с ним связанных были учителя иностранного языка, по долгу службы чаще других общающиеся с иностранцами и посещающие иностранные школы. Вследствие этого, и сейчас учащиеся русских школ, предпочитают поздравлять друг друга с этим праздником на иностранном языке.







Говоря о проведении этого праздника в школах, нельзя не сказать и о его нравственной сомнительности. На фото ниже можно видеть, как ведущие, одетые в костюмы чертей, вовлекают детей в возрасте от 7 до 10 лет в эротические игры, связанные с плотным телесным контактом.



Возможно, авторы подобных школьных мероприятий и не задумываются об этом, однако эротические переживания в столь юном возрасте имеют последствия на протяжении всей жизни. Закрепленное таким образом событие уже не удастся игнорировать в будущем, что гарантирует приверженность к этому «празднику» в дальнейшем.

Потребительское содержание празднования дня святого Валентина, как правило, раскрывается уже в более зрелом возрасте, когда ребенок вырастает в полноценного потребителя, однако слияние праздника с коммерческими брендами происходит уже и в детском сознании. Следующая фотография столь удачно демонстрирует это, что комментарии излишни.



Работа в школах ставит перед собой задачу внедрения «праздника», его конкретное коммерческое наполнение приходит из окружающей информационной среды. Здесь уже дизайнеры не стесняясь связывают сам праздник с конкретными потребительскими товарами, как видно на приведённых ниже изображениях.









Красное Сердечко - главный графический символ этого «праздника». Дети постоянно рисуют сердечко в своих открытках и стен-газетах испытывая затруднения с визуализацией чувства любви. В дизайне это сердечко всё чаще становится не более чем подарочной упаковкой.





В заключении хочется сказать, что замещение традиционных праздников ритуалами потребления приведет к утрате чувства идентичности и культурной общности, которая просто не может быть построена на чем-то столь зыбком, как потребление товаров.

Просмотров: 9316
Другие материалы раздела
             
Редакция рекомендует
               
 

Комментарии (всего 0)

  • Укажите символы,
    которые вы видите на картинке

 
топ

Пропаганда до 1918 года

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

От Первой до Второй мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Вторая мировая

short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

После Второй Мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Современность

short_news_img
short_news_img
short_news_img