"Монументальная пропаганда" Третьего Рейха. Йозеф Торак
На Всемирной Выставке 1937 года, проходившей в Париже, павильоны Советского Союза и Германии находились напротив друг друга. Здание советского павильона венчала знаменитая статуя В. Мухиной "Рабочий и Колхозница", точно напротив нее возвышалась башня, на вершине которой расположился орел со свастикой. А у подножия этой башни расположились не менее знаменитые статуи Йозефа Торака "Товарищество" и "Семья" - крепкие мускулистые обнаженные тела.
Образцом для подражания для скульпторов Третьего Рейха были работы мастеров Античности и эпохи Возрождения. Они пропагандировали "арийский" эталон красоты - хорошо сложенные, мускулистые тела молодых людей, настоящих воинов, и не менее гармонично сложенные тела матерей будущих солдат. Физкультура и допризывная подготовка были одними из главных предметов в школах Третьего Рейха. Подготовкой будущих воинов занимались и молодежные организации Юнгфольк и Гитлерюгенд. В стране был настоящий культ грубой физической силы, что не могло не найти своего отражения и в монументальной пропаганде.
Йозеф Торак (1989 – 1952) был одним из главных скульпторов Рейха (о другом не менее главном и знаменитом ваятеле мы рассказывали
здесь). Родился в австрийском городе Зальцбург. Окончил Венскую Академию Художеств (куда так и не смог поступить самый известный поклонник его творчества). Потом продолжил обучение в Берлине. Известность принес ему в двадцатые годы "умирающий воин" - памятник немецким солдатам, павшим на полях сражений Первой мировой. В 1928 году за портреты немецких деятелей культуры и политиков был удостоен премии Прусской Академии Художеств. В 1935 году принимает участие в конкурсе на оформление Олимпийского стадиона, но первоначально жюри даже не хочет рассматривать его работы - он гражданин Австрии (до аншлюса оставалось еще три года). Но оказывается с его работами знаком его знаменитый земляк и он относит их к категории настоящего арийского искусства. С мнением столь авторитетного знатока искусств не поспоришь и Торак становится одним из победителей конкурса. После этого его карьера стремительно идет в гору. Он получает звание "государственного скульптора" (аналог нашего "заслуженного деятеля искусств") и выполняет государственные заказы. Например, изготавливает 54 огромные статуи, которые должны были украсить имперские автобаны. А еще он выполняет бюсты Гитлера и Муссолини.
После войны громадные статуи Торака, изображающие обнаженных мужчин и женщин, сочли пропагандой нацизма в чистом виде и убрали из людных мест. Но часть его работ дожила и до наших дней.
Й. Торак. Суд Париса. 1941
Й. Торак. Суд Париса. Парис. 1941
Й. Торак. Суд Париса. Афродита. 1941
Й. Торак. Суд Париса. Гера. 1941
Й. Торак. Суд Париса. Афина. 1941
Й. Торак. Двое. 1941
Й. Торак. Pieta. 1942
Й. Торак. Аннели, стремящаяся в небо. 1943
Й. Торак. Освободителям Данцига. 1943
Й. Торак. Свет. 1944
Иозеф Торак за работой
Иллюстрация к статье в Berliner Zeitung Illustrierte, посвященной студии Торака
Торак работает над "Монументом труду"
"Монумент Труду" - уменьшенная версия
А так должна была выглядеть большая версия этого монумента на автобане неподалеку от Зальцбурга
Й. Торак. Прометей
Й. Торак. Меченосец
Й. Торак. Знаменосец
В мастерской Торака
"Родные места". Одна из ранних работ Торака, сохранившаяся до наших дней
Й. Торак. Боксер. Одна из статуй, сделанная к Олимпиаде 1936 года
Эта же статуя в наши дни
Еще одно фото из мастерской Торака
Противостояние двух монументов на Парижской Всемирной Выставке 1937 года - "Рабочий и колхозница" Мухиной против "Товарищества" Й. Тарака
"Семья" и "Товарищество" Немецкий павильон на Всемирной Выставке 1937 года
Советский и немецкий павильоны на Всемирной выставке
Й. Торак. Товарищество. 1937
Награждение победителей
Источник: http://nazi-art.ru/main.html
Комментарии (всего 4)
Отличная коллекция. Не хватает только "воина-завоевателя" и "покоренного раба".
идти в каменщики
Отличные скульптуры, но поганое окружение. А куда скульптору деваться?
Искусство квадратишь, практишь, гут