Во время Второй Мировой войны Иран был оккупирован СССР и Великобританией. Целью оккупации была защита иранских нефтяных полей и месторождений от возможного захвата их войсками Германии
29 января 1942 года был подписан Договор о союзе между СССР, Великобританией и Ираном. Союзники обязались «уважать территориальную целостность, суверенитет и политическую независимость Ирана». СССР и Англия обязались также «защищать Иран всеми имеющимися в их распоряжении средствами против всякой агрессии со стороны Германии или любой другой державы». Для этой задачи СССР и Англия получили право «содержать на иранской территории сухопутные, морские и воздушные силы в таком количестве, в каком они считают необходимым». Кроме того, союзным государствам предоставлялось неограниченное право использования, поддержания, охраны и в случае военной необходимости контроля над всеми средствами коммуникаций по всему Ирану, включая железные, шоссейные и грунтовые дороги, реки, аэродромы, порты и т. д. В рамках этого договора через Иран стали осуществляться поставки военно-технических грузов союзников из портов Персидского залива в Советский Союз.
Иран, в свою очередь, взял на себя обязательства «сотрудничать с союзными государствами всеми доступными ему средствами и всеми возможными путями с тем, чтобы они могли выполнить вышеуказанные обязательства».
В 1942 году власть перешла к сыну шаха — Мохаммеду Резе Пехлеви, перед которым встала нелёгкая задача: объяснить простым гражданам статус страны и оправдать нахождение на территории Ирана англо-советских войск, аппелируя при этом к справедливой борьбе англо-американо-советских союзников против держав "оси".
К пропаганде иранских граждан подключилась Великобритания, которая привлекла для этого британского художника Кимона Ивана Маренго (Kimon Evan Marengo), работавшего под псевдонимом Кем. Кем родился в Египте, и поэтому хорошо знал обычаи и менталитет мусульман.
Он создал серию пропагандистских открыток, основанных на одном из сюжетов знаменитого персидского эпоса «Шахнаме» или «Книги царей».
Эпос «Шахнаме» был написан Фирдоуси (940-1025) и описывает историю Ирана от мифического происхождения государства, описанного в предыстории, до конца Сасанидской империи (650 г. н.э.). Повествование ведется в стихотворной форме и состоит из 55 тысяч бейтов (двустишия, характерные для арабской поэзии). Эпос состоит из многих классических историй, которые стали символами персидской культуры. К ним относятся истории о любви Хусрава и Ширин, а также Бижана и Маниже, о подвигах богатыря Рустама и его трагической встрече с собственным сыном Сухрабом. Именно, благодаря авторству данного эпоса, Фирдоуси приписывают сохранение персидского языка в то время, когда арабский язык стал первостепенным языком религии, культуры и власти.
Пропагандистский плакат под названием "Три всадника". На нём - с трудом узнаваемые Черчилль, Сталин и Рузвельт верхом на лошадях обратили в бегство Гитлера, Тодзё и Муссолини (последний уже упал с лошади).
Момент, когда Ариман-Геббельс, замаскированный под повара Заххака-Гитлера, заставляет змей с лицами Муссолини и Тодзё расти из его плеч.
Заххак-Гитлер, казнивший невинных и мордовавший население.
Открытки, представленные на данной выставке, используют миф о тиране Заххаке в попытке сделать антигерманскую пропаганду более актуальной для иранского культурного восприятия. Иранский ученый Моджтаба Минови (1903-1976) работал на персидской службе ВВС во время Второй мировой войны, редактируя про-союзническую газету Ruzgar-i Naw. Когда его попросили дать совет относительно эффективной пропагандистской кампании для Ирана, он предложил использовать истории и образы «Шахнаме», чтобы обратиться к иранскому народу. Совет Минови был принят и уже в 1942 году были созданы сюжеты пропагандистских открыток Кимоном Эваном Маренго (1904-1988), известным по прозвищу Кем, создателем пропагандистских мультфильмов для британцев во время войны.
Тиран Заххак, фигурирующий в открытках как Гитлер, олицетворяет собой репрессивного и варварского правителя, который покончил с просвещенным правлением Джамшида. Одно из пониманий творения Фирдоуси состоит в том, что Заххак является символом арабских захватчиков, которые положили конец Сасанидской империи и предположительно персидской цивилизации. После того, как Заххак полностью проявил свою бесчеловечность, Ариман (Иблис или Сатана) заставляет расти из его плеч змей, которые требуют ежедневного питания человеческим мозгом, а жертвы выбираются из числа молодежи Ирана. После многих лет правления, наводящего ужас, Заххаку приснился сон, в котором верхом на лошадях приближаются трое воинов, одним из которых является Фаридун, от лица которого исходит фарр (свет царственности и справедливости, божественная благодать). После этого сна ко двору Заххака прибывает кузнец по имени Каве с просьбой освободить его сына, одного из юношей, которого должны скормить змеям, растущим из плеч тирана. Перед своим двором Захак притворяется, что проявляет милосердие, и освобождает сына Каве, но позже просит кузнеца подписать документ, который должен был подтвердить милосердие и справедливость правителя. Однако Каве отказывается подписать ложный документ и разрывает его. Затем он поднимает знамя своей кузницы (свой фартук) на стандарте, разжигает народное восстание и отправляется на поиски Фаридуна, будущего короля, который избавит Иран от несправедливости и жестокости Заххака. В конце этого эпизода Фаридун свергает Заххака, но вместо того, чтобы убить его, связывает его на горе Дамаванд, чтобы змеи на его плечах мучили бывшего тирана до конца времен.
Сон Захака-Гитлера, в котором появляются три воина, которые приведут к его гибели – здесь изображены Черчилль, Сталин и Рузвельт.
Каве, символ освобождения иранского народа, предстает перед Заххаком-Гитлером и поднимает свой кузничный фартук как знамя восстания.
Прибытие обещанных воинов, Черчилль едет впереди со своей сигарой, за ним следуют Сталин с трубкой и Рузвельт с сигаретой. Во главе трио, конечно же, стоит символ иранского национального освобождения Каве с его знаменем, предполагающим, что победа союзников будет триумфом для иранского народа, а не оккупацией.
Заххак-Гитлер прибит к горе Дамаванд освобожденным иранским народом, а змеи Муссолини и Тодз ё на его плечах свисают вниз, поскольку трио западных лидеров доброжелательно взирает на эту сцену.
Комментарии (всего 0)