• Олег "Vehrwolf" Тарасов
  • 31.07.2011
  • Тэги: пресса  
 

Советская пропаганда для немецких солдат

 
Вторая Мировая война, ставшая для нас с 22 июня 1941 года Великой Отечественной, не могла не вестись и на пропагандистском фронте. Противник, в этом плане, у нас был более чем опасный – нам противостояло Министерство Просвещения и Пропаганды Третьего Рейха, возглавляемое талантливым пропагандистом Йозефом Геббельсом.
Миллионными тиражами печатались листовки – «пропуска в плен» с незамысловатыми лозунгами типа «Бей жида – большевика, морда просит кирпича», на оккупированных территориях издавались столь же огромными тиражами газеты и брошюры с броскими названиями (например, «Гитлер – освободитель»)




А вот наша, советская пропаганда, увы, поначалу была не слишком эффективной. Сказалась инерция тех лет, когда наши пропагандисты грезили мировой революцией. Немецкие солдаты воспринимались как «братья по классу», которых обманули и заставили идти на войну немецкие эксплуататоры. Но, и наши солдаты, и наши пропагандисты, быстро разобрались в том, что немцы и их союзники это просто немцы (просто финны, румыны, итальянцы и так далее). К тому же, зимой 41-го Вермахт впервые понес сокрушительное поражение под Москвой. И наша пропаганда, наконец, «заработала».


Пропагандисты по обе стороны фронта использовали сходные приемы. Самый очевидный - создание крайне негативного образа лидера противоборствующей стороны - у нас солдаты шли в бой под лозунгом «За Родину, За Сталина!», немцы давали присягу лично Адольфу Гитлеру. У союзников официального «культа личности» премьер-министров и президентов не было, но первые лица в государстве пользовались доверием, тех, кто идет на передовую с винтовкой в руках. Так что, главными мишенями пропаганды были, как легко догадаться, Гитлер, Сталин, Рузвельт, Черчилль, Муссолини, Тодзио.


Другой популярный прием – живописание потерь и прочих ужасов войны (с тонким намеком – а оно тебе надо? Может быть, лучше переждать эту «заварушку» в плену?).


Немецкие «пропуска в плен», газеты и брошюры для оккупированных территорий Советского Союза широко известны. Так что, давайте рассмотрим образцы советской пропаганды для немецких солдат.






«Горилла Адольф». Листовка датирована 29 августа 1941 года. Авторы – знаменитые Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Петров, Николай Соколов). Текст листовки прост «Горилла Адольф. Внимание! Бешенная!». «Вот где он находится. Вот где он будет находиться!». Тираж листовки – миллион экземпляров.





«Да здравствует топор!» Еще одна листовка от Кукрыниксов. Снова август 1941 года. Комментарии излишни.






«Гитлер – этой война. Немецкий солдат – он идет по твоей крови». Эта листовка датирована июлем 1941-го. К июлю, кстати, немцам уже было ясно, что «война на Востоке» это совсем не увлекательный поход по Польше или Франции.






«Немецкий солдат! Смотри, кто виновен в этой войне. Долой Гитлера и его фашистскую орду!». Не самый удачный образец с точки зрения текста – немцы называли себя национал-социалистами, а фашисты для них были в Италии. Но, картинка все равно хорошая.






«Мои солдаты всегда близки мне». Вариант беспроигрышный. У каждого читателя листовки кто-то из друзей к тому времени погиб.






«Крестовый поход Гитлера». Снова раскрытие темы потерь.





А это советский вариант «пропуска в плен». Датирован ноябрем 1941-го года. «Гитлер – враг немецкого народа».





Для немецких солдат у нас многомиллионным тиражом издавался четырехстраничная газета с красноречивым названием «Front Illustrierte fur den Deutschen Soldaten» (Фронтовые иллюстрации для немецких солдат»). Издавался еженедельно, начиная с июля 1941-го по апрель 1945-го. Вот картинка из номера за декабрь 41—го.





А это обложка этого номера.





И еще одна обложка того же издания. Слишком прямолинейная, на мой взгляд. Впрочем, к сентябрю 1944-го можно было уже и не особо сентиментальничать с противником.



Как видите, в области пропаганды мы ни в чем не отставали от противника. В первые месяцы войны, когда враг шел на Восток не могла работать никакая пропаганда. Пусть даже самая гениальная. Но зато потом...



Но следуют признать и профессионализм наших оппонентов – они смогли убедить многих немцев в финале войны в том, что на них надвигается орда «варваров с востока». Полчища Аттилы и Чингиз-хана просто «белые и пушистые» в сравнении с нашими предками, завоевавшими победу. Итогом этих пропагандистских усилий стало то, что многие немцы убивали свои семьи и кончали жизнь самоубийством при приближении советских войск. Так что, на совести доктора Геббельса жизни не только советских женщин и детей, но и жизни его соотечественников, не принимавших участие в войне и ни в чем не повинных.



Источник: http://vehrwolf.livejournal.com/78836.html
Просмотров: 16983
Другие материалы раздела
             
Редакция рекомендует
               
 

Комментарии (всего 1)

  • Укажите символы,
    которые вы видите на картинке

kalo-l-  //  2011-09-06 11:09:59

"Сычав, сичав и замовк, выгляда с норы, як вовк..." (С)

 
топ

Пропаганда до 1918 года

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

От Первой до Второй мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Вторая мировая

short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

После Второй Мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Современность

short_news_img
short_news_img
short_news_img