Гражданская война в Испании и советская пропаганда. Фотографии, рисунки, карикатуры
18 июля 1936 года в эфире одной из испанских радиостанций прозвучала фраза «Над всей Испанией безоблачное небо» — сигнал к началу военного мятежа. В далекой стране на Иберийском полуострове началась Гражданская война. Война, быстро переставшая быть внутреннем делом одной Испании – будущие главные противники во Второй Мировой превратили эту страну в испытательный полигон для своей военной техники и военных доктрин. У этой войны, как и у всякой другой, был и еще один фронт — пропагандистский. Давайте посмотрим, как освещала советская пресса войну в далекой Испании. Предлагаем вашему вниманию подборку сканов картинок из советских журналов и ссылку на фильм, созданный в нашей стране по "горячим следам" — сразу после того, как эта война закончилась.
Законы военной пропаганды просты и метод отбора фотографий на газетные полосы прост — надо показывать мужественных и храбрых бойцов, людей, которые никогда не отступят и будут стоять до конца. В случае с войной в Испании в советской печати была особенность — популярным сюжетом фоторепортажей были жены и дети солдат-республиканцев, стоящие с оружием в руках в одном ряду с мужьями и отцами. И, такие фотографии, далеко не всегда были постановочными — во многих гражданских войнах зачастую сражаться приходилось и тем, кто в "обычной" войне участия не принимает. Популярными героями были и харизматические лидеры испанских коммунистов — Хосе Диаса и Доллорес Ибаррури.
Живописанием ужасов войны в советской печати не увлекались, но фотографии Мадрида после бомбежек печатались часто. Враг, чаще всего, оставался за кадром — фашисты (собирательный образ всех врагов республиканцев) часто упоминались в текстах статей и репортажей, но их фотографии были редкостью.
Зато фашисты были главными героями карикатур. Это тоже один из законов военной пропаганды — враг должен быть не только страшен, но и смешон. Врага можно и нужно бить. Главным было соблюсти пропорцию — не выставить врага непобедимым монстром из фильмов ужасов и не представить его непроходимо тупым персонажем комедий.
В качестве примеров советской печатной пропаганды времен испанской мы выбрали три журнала — молодежную "Смену", научно-популярную "Технику-Молодежи" и юмористический "Крокодил". Вернее несколько номеров этих журналов, в которых нужные нам материалы расположены компактно.
"Смена". март 1937 года
Это был "тематический" номер журнала, целиком и полностью посвященный испанской войне.
На обложке воин-республиканец.
В окопы к бойцу республиканской армии пришли мать и сестра.
Иллюстрация к репортажу с передовой.
Жизнь вне боя - чтение свежей прессы.
"Смена" - журнал литературно-публицистический. В этом номере публикуется отрывок из романа Сесара Мария Арконада "Под небом Эстрамадуры". Роман повествует о тяжелой жизни испанских крестьян под гнетом помещиков. Выше приведена наглядная иллюстрация.
Рассказ о народно-освободительной войне Испании с Наполеоном проиллюстрирован знаменитой картиной Гойя.
Дворец гергцога Альба - музей и шедевр архитектуры после того, как с ним поработали фашистские бомбардировщики
Молодой боец республиканской армии.
В этой армии несут службу и девушки.
А примером для них служит Доллорес Ибаррури - знаменитая Пассионария.
Бойцы отправляются на фронт.
Речь Хосе Диаса - вождя испанского пролетариата.
Эта карта дает наглядное представление о том, что забыли в Испании фашистские интервенты.
Красочный рассказ о боях в небе Испании.
Эта фотография в комментариях не нуждается.
"Техника - Молодежи" январь 1937
В этом номере популярного журнала была напечатана целая серия статей о воздушной войне - нынешней и предстоящей. Поводом для написания этих материалов стали бомбардировки Мадрида, не прекращающиеся с осени 1936 года.
Обложка журнала.
Целый разворот занимает иллюстрированное начало статьи "Фантазии и Действительность". На этой странице - отрывок из романа немецкого писателя Гельдерса "Воздушная война". Роман явно написан под впечатлением другой книги с очень похожим названием - "Война в воздухе" (1929) итальянского военного теоретика Джулио Дуэ. Он обосновывает новую теорию скоротечной войны, победу в которой могут принести армады тяжелых бомбардировщиков, уничтожающих вражеские города и столицы в глубоком тылу.
А это уже действительность - репортаж Михаила Кольцова из горящего Мадрида. В дальнейшем тексте статьи буржуазные теории применения бомбардировочной авиации подвергаются резкой критике: "Идея использования авиации для воздействия на крупные населенные пункты не нова; она давно проповедуется многими военными деятелями и писателями буржуазии, мечтающими в течении нескольких дней кончить будущую войну средствами авиационного оружия. Они полагают, что сумеют избежать опасности, связанной с формированием массовых армий, вооружением пролетариата, ростом его сознательности и вопиющими противоречиями капиталистического строя, обнажаемыми войной". И ведь, действительно, ставка на победу при помощи воздушного террора не оправдала себя уже в Мадриде.
Иллюстрация к статье рассказывает о действиях республиканской авиации.
Наглядная схема.
А эта схема рассказывает о том, почему Мадрид не удается надежно прикрыть зенитной артиллерией.
В статье "Город под ударом" описаны футуристические проекты городов, надежно защищенных от ударов с воздуха. Но в начале статьи идут фотографии из Мадрида.
Мадрид, невзирая на регулярные бомбежки, держался до последнего дня войны.
"Крокодил". 1936
А это подборка карикатур из нескольких номеров "Крокодила" за последние месяцы 1936 года. В развернутых комментариях эти карикатуры не нуждаются.
А завершить наш обзор хотелось бы отрывком из фильма Эсфирь Шуб, смонтированного на основе материалов, снятых советскими и испанскими фронтовыми операторами. Фильм вышел на экраны в 1939 года, уже после окончания Гражданской войны.
Если у вас тормозит онлайн-видео, нажмите паузу, дождитесь, пока серая полоска загрузки содержимого уедет на некоторое расстояние вправо(в это время видео скачивается из интернета), после чего нажмите "старт". У вас начнётся проигрывание уже скачанного куска видео.
Республиканцы потерпели в этой войне поражение. Но в сражениях этой войны, которая велась далеко от России был выкован целый пласт красивых героических легенд о тех, кто первым вступил в бой с фашизмом. Герои этой войны служили одним из примеров для наших солдат, принявших свой бой с теми, о ком они знали из репортажей о войне в Испании.
Комментарии (всего 0)