Во время любой войны карикатуры становятся еще более востребованным жанром, чем в мирные дни. Вторая Мировая не была исключением из этого правила - карикатуры рисовали во всех странах участниках этой войны. Предлагаем вашему вниманию подборку карикатур из немецкого журнала Lustige Blätter. Это был один из ведущих юмористических журналов. Он издавался с 1896 года (последний номер журнала вышел в 1944 году). Главные герои карикатур - лидеры стран Антигитлеровской коалиции. Другие популярные герои - это, конечно же, евреи, которые стоят за спиной лидеров антигитлеровской коалиции. Впрочем, были в этом журнале и аполитичные карикатуры и шутки, но о них мы поговорим в следующий раз.
Оптимизм: "Победа будет за нами! Король нашел один четырехлистный клевер!". По британским поверьям четырехлистный клевер приносит удачу тому, кто его найдет. Номер вышел зимой 41-го, когда бомбардировки Лондона стали намного менее интенсивными, но все еще продолжались.
"Я друг всех маленьких стран". Черчиль снимает маску. Карикатура прозрачно намекает - англичане любят воевать чужими руками.
"Я думаю вам нужно двигаться, раз уж вы на нашей стороне" - говорит Черчиль, вцепившийся в Сталина. Один из первых номеров журнала, вышедший после 22 июня 1941 года.
"Меч самурая. Он порвет любой рот". Реакция журнала на 7 декабря 1941 года - удар японской палубной авиации по Пирл-Харбору. 11 декабря Германия и Италия объявили войну Соединенным Штатам. Теперь героем карикатур стал и Черчиль.
"За кулисами". Популярный сюжет нацистских карикатур - еврей-кукловод и куклы: Сталин, Черчиль, Рузвельт. На полу валяются уже нужные куклы, такие как Чемберлен.
"Что ты там прячешь за спиной, Франклин" - спрашивает Южная Америка. "Наши обручальные кольца". Читателям внушали простую мысль - Штаты используют войну, чтобы подмять под себя Южную Америку.
15 февраля 1942 года британский Сингапур стал японским. "Сингапур. Сильнейшая крепость в мире" - радуется журнал успехам японцев.
"Верь ему Британия. Он всего лишь хочет тебя защитить" - говорит Черчиль. Союз британцев и русских большевиков казался немцам противоестественным.
"Результаты зимнего наступления. Он укусил сталь". Зимой 41-го немцы потерпели первое поражение за всю войну. Карикатуристы, как могли, ободряли приунывших читателей.
"Американская гигантомания". "Не правда ли, прекрасно?" "Двигатель летит сам по себе, самолет и экипаж останутся целыми". Карикатура иллюстрирует отношение немцев к американцам.
"Американский канделябр". Очередное раскрытие темы антисемитизма.
"Выскочка" "Торпеда или бомба?" "Ни то, ни другое - шторм". Журнал радуется успехам немецких подводников. А в первые годы войны они, действительно, добились впечатляющих успехов.
Снова взбодрить читателей должны "волки Деница". Номер вышел весной 43-го, после Сталинграда, на фоне все усиливающихся налетов авиации союзников. Поэтому надпись под карикатурой гласит "Бомбоубежище для тонущих кораблей"
"Полип". Карикатура в комментариях не нуждается.
"Они едят друг друга, а еврей ест их всех". Еще одна антисемитская карикатура.
"Информация из США". Когда говорит американское радио, правда стоит вверх тормашками.
"Наши предложения". В США намерены поставить памятник неграм. По всей видимости он будет таким. Негров нацисты, разумеется, не считали людьми, но напомнить читателям о том, что в Америке негров вешают, считали не лишним.
"Наколотые". Комментарии излишни.
"Не правда ли, так мило, преподобный? Он хочет стать британским большевистским комиссаром, когда подрастет". Снова темой карикатуры стал союз между Россией и Британией.
Эй, Бимбо! Смотри какие смешные сарайки тут у них в Европе". В конце войны нацисты стремились убедить немцев в том, что американцы гонят в бой диких негров, которые сотрут с лица земли европейскую культуру. Опыт по этой части у немецких карикатуристов уже был - в годы Первой мировой они рисовали карикатуры про французские колониальные войска.
"Кровавый насос". Без комментариев.
"Его путь освобождения Европы". По мере того, как война приближалась к финалу, образ врага в немецкой прессе принимал поистине инфернальные черты.
Но, самое страшное заключалось в том, что на востоке Германии, немцы верили пропаганде.
Комментарии (всего 2)
Всё правильно они рисовали...
И самое страшное - немцам некуда было эваккуироваться и они убедились, что пропаганда была комиксами по сравнению с действительностью..