Под патриотическими конвертами (ПК) США времен Второй мировой войны принято понимать все выпущенные в США с 1939 по 1945 г. почтовые конверты, иллюстрации и/или надписи на которых имеют отношение к военным событиям. Помимо частного сообщения в виде самого письма, ПК давал возможность отправить некое публичное сообщение, размещенное снаружи конверта и доступное не только отправителю и получателю, но и, например, многочисленным сотрудникам почты на всей цепочке доставки корреспонденции. После вручения получатель такого письма видел сначала именно публичное сообщение и только потом – частное, находящееся внутри конверта. Такое сообщение на конверте объединяло, сплачивало людей и, например, могло обсуждаться получателем с соседями или с почтальоном во время вручения письма. Надписи на таких конвертах зачастую совпадали с газетными заголовками. Огромное количество ПК, отправленных и полученных в США во время войны, показывает, насколько граждане интересовались военными событиями.
Резкий рост популярности ПК произошел после атаки на Перл-Харбор 07.12.1941 г., когда их продажа массово началась в киосках и универмагах по всей стране, а самым популярным лозунгом на конвертах стало «Не забудем Перл-Харбор!» (см. рис. 9.4, 27.8). Конверты могли содержать и призывы, например, «Не дадим втянуть США в чужую войну!» на ранних этапах войны (см. рис. 15.3) или «Приобретайте облигации военного займа!» (см. рис. 9.2) и «Становитесь донорами крови!» на более поздних.
Отвечая на вопрос «Что же такое ПК?», составитель самого полного их каталога Лоренс Шерман (Lawrence Sherman) в своей книге 1999 г. «Патриотические конверты США Второй мировой войны» («United States Patriotic Covers of World War II») пишет: «Они могут показать войну такой, как ее видели американцы. Изображения на конвертах мгновенно, без перевода показывают, как американцы переживали войну, как они реагировали на ее события и как они ее себе представляли, с самого ее начала в сентябре 1939 г. до ее конца в сентябре 1945 г. … Во время войны я был ребенком … Я помню письма из-за океана, продовольственные карточки, звук сирен, отключение электричества по ночам … По прошествии десятилетий я все еще помню это, а вот более крупные события войны – лишь смутно. Однажды … на выставке почтовых марок я наткнулся на патриотические конверты Второй мировой войны. Тогда я не знал, что они существуют. Я начал искать их, заниматься ими, и воспоминания начали восстанавливаться. … Они по-прежнему способны пробудить воспоминания о войне, поскольку печатались по горячим следам, были свидетелями военных событий». Многие фактические данные о ПК США настоящей статьи приводятся, основываясь на информации именно из этого издания, поскольку оно является наиболее полным и достоверным источником по теме.
атриотические конверты, изготовленные специально для целей коллекционирования, можно разделить на три группы:
•
Конверты первого дня (КПД), гашение которых проводилось почтовой службой непосредственно в первый день выпуска в почтовый оборот наклеенной на них почтовой марки. Как правило, гашение КПД в США сопровождается надписью «ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВЫПУСКА» («FIRST DAY OF ISSUE»);
•
Событийные конверты, изображения и надписи на которых посвящены конкретному событию. Почтовое гашение таких конвертов производится строго в день события (дата почтового штемпеля совпадает с датой события);
•
Памятные или юбилейные конверты, изображения и надписи на которых посвящены конкретному событию, но почтовое гашение которых произведено позже (например, к значимой дате или к юбилею события, или просто с запозданием).
Самыми известными и узнаваемыми являются линейки КПД, выпущенные компаниями «Cachet Craft» и «Smartсraft» в сотрудничестве с непревзойденным художником и дизайнером ПК США – Людвигом В. Штэле (Ludwig W. Staehle). В дизайне серии компании «Cachet Craft» преобладают красные и синие тона, на всех конвертах имеется изображение цепей, оков и свастики. На многих конвертах изображены факел и меч, олицетворяющие надежду на освобождение и готовность страны сражаться за свою свободу, рис. 3. КПД компании «Smartсraft» выполнены с применением интересной техники печати – термографии. Все конверты содержат изображения флагов оккупированных стран, факела и меча.
Вызывает восхищение высокая работоспособность Штэле в военные годы, пик которой пришелся на 1943–1944 гг., когда в стране выпускалось около 40 конвертов в год с его иллюстрациями. Помимо сотрудничества с издательскими компаниями, за время войны Штэле также самостоятельно опубликовал 60 ПК. Однако в памяти коллекционеров имя Людвига Штэле всегда будет неразрывно связано с издательской компанией Германа Ф. Флюгеля – «Fluegel» и знаменитыми сериями почтовых конвертов, посвященных освобождению европейских столиц и государств Восточной Азии от фашизма, взятию Берлина и празднованию Дня Победы над Германией и Японией.
Именно в сотрудничестве с компанией «Fluegel» Штэле создал свою самую запоминающуюся и самую востребованную среди коллекционеров серию конвертов, запечатлевших знаковые триумфальные моменты Второй мировой войны. Его работы не потеряли своей привлекательности для коллекционного рынка и сегодня, чему способствует их высочайшая художественная ценность, применение ярких, но при этом сбалансированных красок, скрупулезная проработка мельчайших деталей и качественный, сложный процесс самой печати.
Конверты Людвига Штэле, изданные компанией Fluegel
Комментарии (всего 0)