Еще в карикатурах XIX в. активно использовался образ большого, неповоротливого русского медведя. Рисунки посвящены последнему периоду Крымской войны.
Османская индейка и русский медведь
«Северный медведь, самый неприятный из всех видов медведей». Оноре Домье, Le Charivari, 17-18 апреля 1854 г.
Воинственный русский медведь в образе самодержца, и все подданные преклоняются перед ним.
Джон Тенниел, Punch, 9 апреля 1853 г.
Джон Тенниел, Punch, 4 июня 1853 г.
На этой и на карикатуре выше изображён медведь, угрожающий индейке (Турции) в споре о христианских святынях.
«Медведь и пчёлы. Старая сказка на новый лад». Джон Тенниел, Punch, 16 июля 1853 г.
Эта карикатура обыгрывает старую сказку, где медведь грозит пчелиному рою применить всю свою силу, если они не отдадут ему мёд задаром. Пчёлы отказались, и когда медведь засунул язык в улей, чтобы самому съесть мёд, весь рой напал на него. Медведь был вынужден бежать от многочисленных укусов пчёл. Турция выполняет роль пчёл, прогоняющих русских с турецкой территории – мечети похожи на пчелиные ульи.
«Давид и Голиаф». Оноре Домье, Le Charivari, 5 июля 1854 г.
Царь Николай I в образе Голиафа поражает Османскую империю в образе Давида.
Джон Тенниел, Punch, 5 августа 1854 г.
Союзная армия Франции и Великобритании в образе Великана уговаривает Турцию (карлика) продолжать сражаться, ссылаясь на поражение русской армии в Дунайских княжествах.
Русские казаки
Донские казаки. The Illustrated London News, 11 февраля 1854 г.
Стычка казаков. The Illustrated London News, 24 ноября 1855 г.
«Хорошая шутка. Русский: «Да я пошутил! Просто хотел напугать малыша». Джон Тенниел, Punch, 23 июля 1853 г.
Вооружённый с головы до ног русский казак смеётся над маленьким турком, за спиной которого стоят французские и британские моряки. После того, как русская армия заняла Дунайские княжества, британский и французский флот заняли позиции, чтобы помочь Турции в случае войны.
«Методика тренировки казаков». Оноре Домье, Le Charivari, 4 апреля 1854 г.
Чем сильнее накалялись отношения между Францией и Россией, тем чаще вспоминали бабушкину сказку, якобы казаки питаются свечами. Домье часто обращается к этому сюжету в своих карикатурах. Здесь показано, как голодные казаки во время военной тренировки бегут за свечными огарками.
«Распределение дополнительного пайка на день». Оноре Домье, Le Charivari, 13 апреля 1854 г.
На заднем плане стоит ящик с надписью «Фонарики отличного качества», наполненный маслом и фитилями – возможно, добычей из Дунайских княжеств. В центре стоит казак, облизывая свечи – дневной паёк. Казаки рядом пускают слюни, смотря на ящик с фонариками.
Переговоры о мире
Двуглавый ворон в Крыму. «Он тяжело ранен! Догоняй!». Джон Лич, Punch, 29 сентября 1855 г.
Британская и французская армии осаждали морской порт Севастополь в течение года, и наконец 11 сентября 1855 г. русские сдались. На карикатуре два солдата союзной армии ранят двуглавого ворона (Россию) и готовятся добить.
«Между войной и миром». Оноре Домье, Le Charivari, 29 декабря 1855 г.
Царь Александр II стоит между солдатом, который хочет войны, и политиком, выступающим за мир. Обсуждавшийся в тот момент Парижский договор положил конец войне.
«Переговоры. Мир, если хотите, – но на этот раз без шуток!». Джон Лич, Punch, 26 января 1856 г.
Царь Александр II протягивает оливковую ветвь настроенным скептически генералам французской и британской армий. Тем не менее, Парижский договор был подписан 30 марта 1856 г. В договоре не было ни одного упоминания христианских святынь, которые послужили поводом к войне.
После войны
«Большой военный спектакль. Герои Крыма устроили смотр фельдмаршалов». Джон Лич, Punch, 3 ноября 1855 г.
Во время зимы 1855/1856 г. британская армия испытала серьёзные перебои с поставками припасов. Солдаты на фронте и в госпиталях находились в ужасных условиях, в то время британские офицеры укрывались на своих яхтах. Об этом сразу же написали газеты, что вызвало волну общественного протеста против ведения военных действий. На картинке изображены солдаты, вернувшиеся с войны – раненые, в изношенной одежде. Они смотрят на фельдмаршалов, которые ничуть не пострадали от войны.
«Волынки в знак мира». Джон Лич.
Солдат, перенесший все тяготы Крымской войны, не смог вынести приветствия волынок. Когда шесть музыкантов одновременно заиграли на волынках, солдат упал в обморок.
«Настоящий солдат». Джон Лич, Punch, 5 апреля 1856 г.
Две карикатуры выше высмеивают церемониальное приветствие волынками солдат, возвращающихся с войны. Солдат привязывает к себе визжащую свинью, чтобы подготовиться к церемонии с игрой на волынках.
«Святой Митрофан и бог Марс отдыхают после тягот войны». Оноре Домье, Le Charivari, 9 февраля 1856 г.
Святой Митрофан Воронежский (один из русских святых-покровителей) и Марс (бог войны), устав от сражений, отдыхают на облаках и обсуждают Парижский договор.
Комментарии (всего 1)
Русский медведь владыка прейсподни хмм здача Севастополя как можно объяснить: нехваткой боеприпасов, непрофессионализм высшего командования.