Подборка военно-патриотических французских открыток времён Первой мировой.
Подборка английских и французских карикатур, посвящённых Великой Французской революции 1789 г.
Еще в карикатурах XIX в. активно использовался образ большого, неповоротливого русского медведя. Рисунки посвящены последнему периоду Крымской войны.
Люди и события Крымской войны в представлении французской и британской сатирической прессы. Основное внимание уделено двум крупнейшим сатирическим изданиям XIX-го в. – французской газете Le Charivari и лондонской Punch.
Мировые лидеры Европы и Азии в рисунках французских художников.
Французский художник Оноре Домье (1808-1879 гг.) – один из самых знаменитых сатириков своего времени. Его карикатуры периода Крымской войны (1853-1856 гг.) отражают образ России в глазах западных держав.
«Сто дней Наполеона» — короткий период от его возвращения из ссылки на острове Эльба в Париж до окончательного поражения.
Отто фон Бисмарк — первый канцлер Германской империи, осуществивший план объединения Германии и прозванный «железным канцлером». Естественно, в европейской прессе на него рисовалось много карикатур.
Путь к алкоголизму недолог, а последствия его губительны - именно об этом рассказывает серия из 12-ти антиалкогольных открыток, выпущенных во Франции в 1900-м году.
Вступив в Россию, Наполеон озаботился и пропагандистским сопровождением своей военной кампании. Хорошо об этом написал в своём всеобъемлющем романе "Война и мир" Лев Толстой.
Не одна война не обходится без того, что на языке юристов именуется преступлениями против человечности, а в просторечии просто зверствами. И, разумеется, преступления, совершенные противником на оккупированных территориях используются пропагандистами противоборствующих сторон "по полной программе". Грабя, насилуя, расстреливая пленных и заложников, оккупанты тем самым играют на руку своим врагам по ту сторону фронта - сами же своими усилиями помогают создать образ врага. Этот образ, разумеется, будет многократно усилен - например, если было расстреляно десять заложников, то в прессе противника их будет минимум сотня, а то и тысяча.
По масштабу зверств Первая мировая не идет ни в какое сравнение со Второй. Не было никаких "окончательных решений", "приказов о комиссарах". Но убийства безоружных гражданских в Европе были, как было и партизанское движение. Про такие мелочи как мародерство или изнасилования и говорить нечего.
Предлагаем вашему вниманию подборку рисунков французского художника Люсьена Жонаса, посвященных поведению германских оккупантов на оккупированных территориях Бельгии и Франции.
Продолжим знакомство с лучшими иллюстрациями из La Guerre Documentee - образца журнального "глянца" времен Первой мировой. Но это очень специализированный "глянец" - этот французский журнал выходил только в годы войны и был посвящен только войне и ничему другому. На этот журнал работали лучшие французские художники, фотографы и журналисты.
В предыдущей подборке преобладали обложки, в эту мы включили и образцы полос журнала. В развернутых комментариях приведенные ниже изображения не нуждаются - Франция сражается и Франция победит.
Французский журнал La Guerre Documentée (Война задокументированная) издавался во Франции с 1915 по 1918 год. Вопреки названию на страницах журнала печатались не приказы и донесения и прочие не секретные военные документы, а фотографии и работы самых известных французских художников в сочетании с фронтовыми репортажами. Журнал печатался на хорошей бумаге, стоил дорого и выходил сравнительно небольшим тиражом, но пользовался популярностью - ведь это не бульварный листок, а солидное респектабельное издание. Всего вышло шестьдесят номеров этого журнала, а после войны эти номера были переизданы в виде пятитомного издания. Причем, как в обычном, так и в подарочном варианте. Предлагаем вашему вниманию первую подборку лучших обложек и рисунков из этого журнала.
"Война" и "романтика" - эти понятия могли быть синонимами разве что, для средневекового менестреля, воспевающего подвиги отважных рыцарей. А для тех, кто не имел чести принадлежать к высшему сословию никакой романтике на войне не было и в те времена. И уж тем более никакой романтикой и не пахло на полях сражений Первой мировой. Там пахло ипритом, пороховой гарью и прочими нестираными портянками.
Но солдат не каждый день находится под артобстрелом в своем блиндаже, и не каждый день ходит в штыковую на не подавленные пулеметы. Иногда он бывает в тылу, а иногда случается и отпуск домой. И вот там-то в тылу или дома - самое время и место для романтики, вернее романтических отношений.
Aux Enfants qui seront la France de Demain (Для молодежи, которая будет представлять Францию завтра) - так называлась книга французского писателя и художника Жоржа Редона, изданная в разгар Первой мировой войны. Книга представляла собой своего рода морализаторский трактат, написанный с целью нравственного воспитания подрастающего поколения. Главной темой книги была, разумеется, война - дети должны ценить мужество, стойкость и героизм своих отцов, отправившихся на фронт и самоотверженность матерей, оставшихся в одиночестве у домашнего очага. Книга получилась избыточно мрачной для детского издания. Но иллюстрации из этой книги производят сильное впечатление и сегодня.
Мы уже рассказывали о том, как освещала британская пресса появление на поле боя такого нового грозного оружия, как танки. Теперь давайте предоставим слово французам - ведь Франция стала второй страной после Великобритании, освоившей производство танков.
Под катом - краткий рассказ французских танках и иллюстрации из журнала La Guerre Documentée.
Человек всегда стремился украсить свое жилище. И пусть это жилище находится на передовой - траншея, палатка, полуразрушенный дом в прифронтовой полосе. Если есть время, то и такой дом можно и даже нужно украсить. Солдаты рисовали на стенах палаток и домов, лепили статуи из песка и грязи. Из подручного материала делали и украшения и вполне полезные предметы. Например, для французов были очень актуальны самодельные зажигалки - правительство еще до войны обложило налогом все средства добывания огня, включая спички и зажигалки.
Разумеется, большинство солдатских рисунков, статуй из недолговечных материалов, украшений из того, что подвернется под руку, до наших дней не дожили. Да и не все художники пережили войну. Но часть таких образцов народного творчества попали в объективы фотокамер. Предлагаем вашему вниманию подборку художественного творчества солдат Первой мировой.
le Regiment - журнал, выходивший и до начала войны, которую в Европе называют Великой. Но с началом военных действий он превратился в чисто солдатский журнал, призванный скрасить тяготы окопной жизни. В этом издании было были четыре страницы полноцветной печати. Иногда встречались и красочные вкладки на целый разворот.
В журнале подались и более чем "откровенные" по меркам того времени иллюстрации. Печатались и карикатуры, анекдоты, короткие рассказы. Предлагаем вашему вниманию подборку обложек le Regiment.
Любая война, а уж тем более война мировая, накладывает свой отпечаток почти на все сферы жизни общества в государстве, принимающем участие в военных действиях. Мода не была исключением из этого правила. Миллионы французов в годы Первой сменили гражданские костюмы на строгую военную форму. И одновременно изменились и наряды парижских модниц.
Узнать какой была парижская мода тех лет нам поможет La Vie Parisienne - один из самых популярных французских журналов, прямой предок современных глянцевых изданий.