Увы, Советского Союза в заголовке нет. Хотя телетрансляции началось в Москве в 1931 году — мы были, если не первыми, то одними из первых. К великому сожалению, внятной хроники пока найти не удалось (а иллюстрировать пост про телевидение картинками — дурной тон). Под катом, вы можете посмотреть на немецкие, британские телепередачи тридцатых годов. Почему посмотреть на передачи, а не посмотреть сами передачи? Да, только потому лишь, что сохранилось кадры, которые обычные кинооператоры сняли на обычную пленку. А сняли они многое — студии, аппаратные, картинки на экранах первых телевизоров — так что перед нами, своего рода, "экранки" и репортажи из студии. Если кому интересно, посмотреть на ролики про телевидение тридцатых годов — прошу под кат (а привиденная картинка — работа телерепортеров на Берлинской Олимпиаде 1936-го года).
Для начала определимся с терминологией. Пленные немцы очень обижались, когда наши конвоиры называли их фашистами – ведь фашизм был в Италии, а у них был национал-социализм. Но, для советских людей какой-то особой разницы между фашизмом и национал-социализмом не было, так что и мы будем пользоваться устоявшимся термином (хотя и знаем, что некоторая разница между этими «учениями» есть.
Фашистская пропаганда имела одну особенность – она была всеобъемлющей, охватывала все сферы жизни рядового немца. И пропаганде нацисты уделяли самое пристальное внимание с самых первых дней существования их движения.
В Третьем Рейхе праздновали Рождество, никто его не запрещал и не пытался заменить его каким-нибудь партийным нацистским праздником. И речи не могло быть о том, чтобы отправлять граждан Рейха за колючую проволоку только за то, что они наряжают рождественскую елку. Тем не менее, нацистская пропаганда приложила максимум усилий для того, чтобы превратить в Германии этот праздник в Рождество без Христа.
Под катом - некоторые особенности Рождества по-нацистски.
В Веймарской Германии было множество молодежных организаций и союзов. Например, каждая из многочисленных политических партий считала своим долгом создать что-нибудь молодежное и организованное. После 30 января 1933 года молодежных организаций в Германии осталось всего три штуки.
Одной из них была такая организация как Jungvolk. В нее в обязательном порядке принимали мальчиков в возрасте от 10 до 14 лет (те, кому перевалило за 14 вступали в Hitler-Jugend — организацию для взрослых серьезных пацанов).
В военное время главной мишенью карикатуристов любой воюющей страны становятся лидеры стран - противников. Разумеется, не был исключением из этого правила сэр Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании. Немецкие карикатуристы за время Второй мировой нарисовали на британского премьера тысячи карикатур.
Впрочем, на страницах нацистских журналов Черчиль появился задолго до того, как началась война. Он и до того, как стал премьером, был заметной фигурой.
Название нацистской молодежной организации Гитлерюгенд у всех на слуху. Еще бы - в последние месяцы войны фанатичные юнцы с фаустпатронами тысячами гибли под гусеницами наших танков. Гитлерюгенд был организацией для мальчиков. Но нацисты позаботились и о девочках, которых в столь же принудительном порядке принимали в сходную организацию Bund Deutscher Mädel (BDM). Давайте пройдемся по страницам Das deutsche Mädel - официального журнала этой организации.
"Нацистские журналы" - это не только Signal или Der Adler, но и сугубо гражданские. Например, женские. С обложками таких журналов мы и предлагаем вам ознакомиться.
Внимание общественности к этой песне привлек в 1983 году Сева Новгородцев - в своем шоу "Рок-Посевы" на Би-Би-Си он поделился с миром сенсационным открытием: официальный гимн ВВС РККА не что иное, как нацистский марш с другим текстом, чуть ли не "Хорст Вессель".
План реконструкции Берлина при Гитлере — один из самых грандиозных нереализованных архитектурных проектов. Реконструкцию столицы Рейха фюрер поручил архитектору Альберту Шпееру — человеку, которого многие историки считают чуть ли не единственным настоящим другом старика Алоизыча. Рассказывать о Берлине Шпеера особого смысла нет — все сто раз читали и статьи про этот проект и видели фотки макетов циклопических зданий, спроектированных на основе эскизов Гитлера. Поговорим о другом.
Ближайшим помощником главного архитектора Третьего Рейха был Ганс Штефан. Как и все профессиональные архитекторы этот парень умел рисовать. И в числе прочего рисовал и ... карикатуры. В частности, он ограниченным тиражом издал сборник карикатур, посвященных проекту перестройки Берлина, над которым работал его шеф. В застенки гестапо за эти карикатуры его никто не потащил — альбом представлял собой набор приколов "для внутреннего пользования". Но после войны эти картинки Штефану очень пригодились — он хоть и был членом НСДАП с 1931 года, но мог с уверенностью заявить, что боролся с режимом и вообще был чуть ли не бойцом Сопротивления, благо, доказательства в виде сборника карикатур под рукой были. А его шефа Альберта Шпеера приговорили к 20 годам лишения свободы. Не за планы перестройки Берлина, разумеется. А за то, что будучи рейхсминистром вооружений, использовал в военной промышленности рабский труд. Но, давайте рассмотрим карикатуры Штефана поподробней.
Имя рейхсминистра пропаганды и просвещения доктора Йозефа Геббельса стало именем нарицательным. В пропаганде нацисты знали толк. Средствами пропаганды служили не только выпуски кинохроники, газетные статьи и плакаты на стенах, но и детские настольные игры. Приглядимся повнимательней к тому, во что играли дети в Третьем рейхе.
Все, кто застал Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина прекрасно помнят "Зарницу" - игру в войнушку, которая проводилась в пионерлагерях. А мне недавно попалась подборка фотографий про "зарницу" в нацистском варианте. С одной стороны вроде как обычная "войнушка", а с другой - есть некоторая разница. Чтобы ощутить разницу, прошу под кат.