Во время войны пропаганда направляется не только на своих солдат, но и на солдат противника с целью побудить их сдаться. Естественно, пропагандистская машина Третьего Рейха работала и в этом направлении, выпуская специальные открытки для британских и английских солдат. Подавляющее большинство из них тем или иным способом эксплуатировало сексуальный мотив, чаще всего указывая на то, что пока они воюют на фронте, кто-то другой развлекается с их женщинами.
Своими действиями партизаны доставляли значительный ущерб немцам на оккупированных ими территориях, что, естественно, вызывало ответную реакцию не только военного, но и пропагандистского характера. Предлагаем вам ознакомиться с немецкими антипартизанскими плакатами, предназначенными для населения оккупированных территорий.
Предлагаем вашему вниманию статью из сборника "Россия: Европа и Азия. Истоки, история и уроки цивилизационного дрейфа", посвящённую организации немецкой пропаганды на оккупированной территории Белоруссии.
Доктор Йозеф Геббельс - один из самых известных пропагандистов двадцатого столетия. Министр народного просвещения и пропаганды Третьего Рейха. На протяжении долгих двенадцати лет именно его ведомство решало, какие передовицы появятся на первых полосах газет, какие песни прозвучат в радио-эфире, какие фильмы выйдут на экраны кинотеатров и каков будет репертуар на театральных подмостках. Во многом благодаря министерству пропаганды немцы продолжали сражаться на Восточном фронте до самого конца, когда исход войны был очевиден всем и каждому. Многие немцы, не имевшие возможности бежать в тыл, кончали жизнь самоубийством, предварительно убив жен и детей. И сам Геббельс и его супруга тоже покончили с собой, отравив перед этим шестерых своих детей.
Одна из главных задач любого пропагандиста на любой войне - создание образа врага. 60-страничная брошюра Вольфганга Диверге "Советский Союз глазами германских солдат. Письма с Востока", изданная в конце 1941 года, - яркий пример работы нацистских пропагандистов. Подборка солдатских писем рисует образ страны , которой самое место на страницах романов в жанре героической фэнтэзи. Какой-то аналог Мордора. Царство беспросветного ужаса и тотального террора. Поданные этого царства живут в грязных лачугах и бараках. Они забиты и запуганы. Их в любой момент могут расстрелять или отправить в Сибирь. А их хозяева (безжалостные кровожадные евреи) живут в просторных каменных домах и купаются в роскоши. Такой образ нашей страны рисовало ведомство доктора Геббельса.
Рейхсбанк – центробанк нацистской Германии в годы войны помимо рейхсмарок, национальной валюты Рейха, выпускал еще и марки оккупационные – деньги вторжения, которые выдавались войсковым организациям перед тем, как Вермахт пересечет ту или иную границу. Но для ряда оккупированных стран печаталась и «национальная» валюта. В число таких стран попала и Украина, для немцев эта республика Советского Союза была рейхскомиссариатом Украина.
Рождество Христово - главный праздник для любого христианина любой конфессии. В годы Второй мировой в Северной Африке и на Западном фронте в Европе Рождество отмечали по обе стороны фронта - солдаты Вермахта были католиками или лютеранами, британцы исповедовали англиканство, американцы были или протестантами или католиками. На время праздника боевые действия, к сожалению, не прекращались. Но война войной, а праздник отметить все равно нужно. И, разумеется, главный праздник для верующих людей (да и для не верующих Рождество все равно остается праздником) не могли обойти вниманием пропагандисты. Немцы печатали для союзников большие тиражи рождественских открыток. Разумеется, нацистские пропагандисты не преследовали такую цель, как поздравить солдат противника с праздником. Нет, каждая такая открытка напоминала о том, что Рождество лучше отмечать дома, а не на фронте.
Мы уже рассказывали о том, как в Третьем Рейхе праздновали Рождество. В общем и целом - примерно так же, как и в других странах, исповедующих христианство. Нацистская специфика проявлялась только в наличии свастик или языческих рун в елочных украшениях.
А вот рождественские открытки для солдат на фронте были в Третьем Рейхе абсолютно аполитичными - никакой нацистской символики. В развернутых комментариях эти открытки не нуждаются. И они мало чем отличаются от рождественских открыток времен Первой мировой, о которых мы рассказывали здесь.
Ханс Лиска был, пожалуй, самым известным немецким художником, работавшим в годы Второй мировой. Часть его работ мы уже приводили в этой подборке немецкой батальной живописи. Всю войну он прослужил в одной из рот пропаганды. Ведь немцы "к штыку приравняли перо" в самом что ни на есть прямом смысле слова - выделили пропаганду в особый рот войск. Солдаты-пропагандисты должны были уметь не только писать репортажи, снимать эффектные фотографии и не менее эффектные кинокадры, рисовать фронтовые пейзажи. Они проходили и обычную военную подготовку немецкого пехотинца. В нашей стране фронтовые корреспонденты тоже проходили военную подготовку и получали офицерские звания, но все же в отдельный род войск пропагандистов у нас никто не выделял.
История не сохранила имени немецкого лейтенанта, который летом 1941 года, находясь в отпуске в Вене, заглянул в музыкальный магазин и купил пластинку с никому тогда не известной песней. Местом службы лейтенанта было "Солдатское радио Белграда", вещавшее на все Средиземноморье, основными слушателями которого были солдаты Немецкого Африканского Корпуса. В этот магазин лейтенант заглянул именно по служебным делам - купить немного музыкальных новинок для своей радиостанции. И в числе прочего он купил и песню "Лили Марлен" в исполнении Лэйл Андерсон.
В предыдущих подборках военной живописи Третьего Рейха были представлены образцы именно живописи - картины маслом. А в этой подборке широко представлена и графика. Героями большинства рисунков стали пехотинцы. Немецкая пропаганда в военные годы делала национальными героями Рейха представителей совсем других родов войск. Ганса-Ульриха Руделя, например, совершившего две с половиной тысячи боевых вылетов на Ю-87 "Штука", или Эриха Хартмана, летчика-истребителя, которому засчитали 352 победы в воздушных боях, или танкиста Михаэля Виттмана, которому приписали уничтожение 138 вражеских танков и САУ. Но и про простых пехотинцев немецкие художники тоже не забывали. Разумеется, то что творили простые немецкие пехотинцы, например, в оккупированной Белоруссии художники не рисовали. На рисунках, предлагаемых вашему вниманию, немецкие пехотинцы просто воюют. Пехота - основа любой армии. Сколько бы там самолетов не сбили асы-истребители и сколько бы не сожгли вражеских танков асы-танкисты основная боевая работа все равно приходится на простых ничем не знаменитых пехотинцев.
"Каждый художник, который изображает небо зеленым, а траву голубой, должен быть подвергнут стерилизации" - это высказывание принадлежит художнику, картины которого не украшают самые известные музеи мира и не продаются с именитых аукционов за шестизначные суммы в долларах, фунта или евро. Автор высказывания "прославился" вовсе не как художник. Он всего-навсего развязал самую кровопролитную войну в истории человечества. А незадолго до этого он навел порядок в живописи той страны, которую возглавил. Никакого кубизма, импрессионизма и прочего "изма". Обычный классический реализм, все остальное - "дегенеративное искусство". Давайте продолжим знакомство с немецкой реалистичной батальной живописью времен Второй мировой.
Продолжим знакомство с батальной живописью Третьего Рейха. Героями подборки, предлагаемой вашему вниманию, стали летчики, танкисты и пехотинцы. Германские асы считаются самыми результативными асами Второй мировой. Если просуммировать их боевые счета, то получается, что они каждый советский самолет сбили минимум по четыре раза. И это только советские самолеты. А ведь своя авиация была и у наших союзников. По каким причинам они не удерживали полное и безраздельное господство в воздухе до самого последнего дня войны остается загадкой, которую историки не могут разгадать и по сию пору.
Не менее результативными были и немецкие асы - танкисты. Опять таки, непонятно, на чем наши деды доехали до Берлина, если по немецкой статистике каждый советский танк немедленно уничтожался в тот момент, когда его увидит наводчик немецкого танка. Но, немецкая методика подсчета потерь противника - тема, не относящаяся к тематике нашего сайта. А танки, самолеты, летчики, танкисты и пехотинцы на живописных полотнах относятся к тематике нашего сайта самым непосредственным образом.
Как известно, Гитлер в юности зарабатывал на жизнь тем, что рисовал достопримечательности Вены. И даже во время Первой мировой, будучи ефрейтором 16-го резервного баварского полка, в перерывах между боями рисовал пейзажи Фландрии. Когда бывший уличный художник и отставной ефрейтор занял пост рейхсканцлера Германии, в этой стране жили всемирно известные художники - авангардисты и экспрессионисты. Такие, например, как Василий Кандинский и Пауль Клее. Творчество таких художников было объявлено "дегенеративным искусством", их картины были изъяты из выставочных залов, а самим художникам пришлось спешно покинуть Германию. В национал-социалистической Германии осталось только одно направление живописи - реализм.
Открытки в любой воюющей стране - одно из средств пропаганды. Впрочем, на фоне других немецких военных открыток предполагаемая вам подборка отличается почти полным отсутствием военного пафоса. Это просто зарисовки - нет мужественных лиц солдат фюрера, нет свастик и громких боевых лозунгов. Есть пейзажи и есть военная техника, нарисованная кстати, довольно точно.
Имя художника, нарисовавшего большинство открыток из этой подборки нам, к сожалению установить не удалось.
Русская Освободительная Армия Андрея Власова практически не участвовала в боях. На передовой части РОА появились лишь 9 февраля 1945 года. Исход войны к этому времени был очевиден всем и каждому, и немцы бросали в бой все, что есть под рукой. Попались под руку и власовцы.
Но официальная дата создания РОА - 27 декабря 1942 года. Зачем же немцам понадобилась "армия", которая не воюет? Зачем эту "армию" на протяжении двух с лишних лет кормить? Ответ очевиден - РОА была инструментом пропаганды в чистом, ничем не замутненном виде. Никакого "русского" марионеточного государства и никакой "русской" армии нацисты не планировали даже тогда, когда стало ясно, что война на Восточном фронте идет совсем не так, как планировалось. На Востоке должен был остаться только один хозяин - немец. И право носить оружие должны были представители только одного народа - немецкого. А русские? Все просто - если они усердно работают на новых хозяев, их надо кормить. Если ленятся - кормить не надо. Если сопротивляются - их надо убивать. Какое там, простите, русское государство? Но по каким-то причинам русские не поняли, что к ним пришли цивилизованные европейские хозяева, не сдались, как вся цивилизованная Европа. Значит, нужно дать русским приманку - Комитет Освобождения Народов России и Русскую Освободительную Армию. Вдруг, сработает? И русские будут переходить на немецкую сторону целыми дивизиями, а то и армиями?
И одним из способов привлечь новых добровольцев в Русскую Освободительную Армию стали песни. Предлагаем вашему вниманию "Песенник добровольца" РОА, изданный в Нарве в 1943 году.
Реклама — это не только двигатель торговли, но и эффективное средство пропаганды. Ведь даже совершенно невинные рекламные плакаты "товаров народного потребления" — это заодно и пропаганда определенного образа жизни, а иногда и реклама правительства или правящей партии, давшей населению возможность такой образ жизни вести, пусть даже лидеры правительства или партийные деятели на рекламных плакатах и не красуются.
Давайте посмотрим, какой была реклама в Третьем Рейхе. Заранее предупреждаю — ничего особо одиозного там. Самый одиозный рекламный плакат вынесен под заголовок — текст этой рекламы Coca-Cola гласит "Один народ, один Рейх, один напиток".
Согласно Версальскому договору Германия лишалась всех своих заморских владений. Адольф Гитлер, пришедший к власти в 1933 году, еще в самом начале своей политической карьеры утверждал, что колониальная политика кайзеровской Германии была ошибкой - Германии нужны колонии не за морем, а в Европе, вернее на востоке Европы.
Но, тем не менее, колониальная тематика в нацистской пропаганде все-таки присутствовала. Утерянным колониям, например, посвящались серии почтовых открыток. А с 1940 по 1942 год в Германии выходил журнал Kolonial Bücherei (Колониальная Библиотека).
Этот рисунок широко известен. Иногда даже указывается первоисточник, из которого он взят — еженедельник Национал-Социалистической Германской Рабочей Партии Illustrierter Beobachter, номер от 21 января 1943 г. Но вот перевод статьи, которую этот рисунок иллюстрируют мне не попадался. Тем не менее, статья заслуживает внимания как феерический образец военной пропаганды. "Иллюстрированный обозреватель" — издание партийное, редакция еженедельника не сидит в промерзлых окопах, а ведет войну на идеологическом фронте. Поэтому представления о передовой у авторов и художников "Обозревателя" слегка туманные.
Во время любой войны карикатуры становятся еще более востребованным жанром, чем в мирные дни. Вторая Мировая не была исключением из этого правила - карикатуры рисовали во всех странах участниках этой войны. Предлагаем вашему вниманию подборку карикатур из немецкого журнала Lustige Blätter. Это был один из ведущих юмористических журналов. Он издавался с 1896 года (последний номер журнала вышел в 1944 году). Главные герои карикатур - лидеры стран Антигитлеровской коалиции. Другие популярные герои - это, конечно же, евреи, которые стоят за спиной лидеров антигитлеровской коалиции. Впрочем, были в этом журнале и аполитичные карикатуры и шутки, но о них мы поговорим в следующий раз.