17 (29) ноября 1830 года в Варшаве вспыхнуло антирусское восстание. Английская пресса и карикатуристы поддержали Польшу, выставив Россию в негативном свете в этих событиях.
Текст и карикатуры взяты из книги:
В.М. Успенский, А.А. Россомахин, Д.Г. Хрусталёв. Медведи, казаки и русский мороз. Россия в английской карикатуре до и после 1812 г. СПб.: Арка, 2014. С. 216-219
----
Июльская революция 1830 года во Франции всколыхнула всю Европу, но наибольший эффект произвела на территории Польши, еще в 1795 году поделенной между Россией, Пруссией и Австрией.
Вдохновленное Французской революцией, 17 (29) ноября 1830 года в Варшаве вспыхнуло антирусское восстание. Полонофил великий князь Константин Павлович (де-факто - наместник Польши) покинул столицу, запретив русским войскам вмешиваться в «польскую распрю». Последствием этого стало мгновенное распространение восстания по всему Царству Польскому. 13 (25) января 1831 года Польский сейм огласил акт о детронизации Николая I, после чего военное вмешательство стало неизбежным и уже через 10 дней русские войска вошли на территорию мятежной провинции.
Джордж Крукшенк.
Константин I
12 января 1826
Офорт появился в ожидании воцарения Константина Павловича
Откликаясь на Польское восстание, карикатуристы не только формировали общественное мнение, но одновременно отражали и давно сложившиеся стереотипы, ибо изображение России в виде кровожадного медведя имело в Англии уже вековую традицию (см. десятки гравюр на предшествующих страницах, в частности № 4-5, 14-17 и др.).
Уильям Хит
Медведи в безвыходном положении.
(задумано как одна из иллюстраций серии «Система невмешательства»)
27 марта 1831
На этом красочном офорте польский офицер принимает неравный бой: сжимая в каждой руке по сабле, он прислонился к дереву и декламирует шекспировского «Ричарда III»: «Рабы, я жизнь свою поставил на кон, - и я останусь до конца игры...» Против него целая армия Русских медведей, двоих из которых он уже сразил. Коленопреклоненная полька и маленький мальчик в отчаянии цепляются за своего защитника. Над головой польского патриота фригийский колпак - символ свободы.
На дальнем плане слева представители Франции кричат: «Долой русских!» - и потрясают оружием за спиной Луи-Филиппа (получившего корону в ходе Июльской революции). Справа Джон Булль за плугом с надписью «Реформа»; полуобернувшись, он кричит поляку: «Черт возьми, если бы я не был так занят, то я пришел бы тебе на помощь...»
Русские медведи вновь изображены в казачьей экипировке (шаровары, кушаки, казачьи пики, - ср. с № 36-37). После эпохи Наполеоновских войн казак на целое столетие стал столь же архетипичным образом России, как и медведь. Во Франции родился даже шовинистический афоризм: «Поскребите русского, и вы обнаружите казака, поскребите казака, и вы обнаружите медведя...» (авторство афоризма приписывалось Жозефу де Местру, принцу де Линю, Наполеону). Таким образом, и казак, и медведь - клишированные атрибуты русского варварства и агрессии.
Уильям Хит
Бывают войны, а бывают военные слухи
Около 1831
На фоне противоречий европейских держав - польский повстанец нокаутирует русского казака
Уильям Хит
Невмешательство, или Европа ведет себя мирно
26 февраля 1831 Сверхдержавы окружили бельгийку - парный лист к гравюре «Медведи в безвыходном положении»
Карикатура является откликом на разгром польских повстанцев на Висле, взятие варшавского предместья Праги, а также на критику внутри самой Англии официальной политики невмешательства во внутренние дела России.
Полонофильство и русофобия с начала 1830-х годов стали важнейшими элементами европейского общественного мнения и двумя десятилетиями спустя подготовили общеевропейскую коалицию против николаевской России, вылившуюся в Крымскую войну, также сопровождаемую выпуском пристрастных, красочных и остроумных карикатур.
Комментарии (всего 0)