В романе Гельдерса, отрывок из которого помещен на этой полосе, 9 июля 194... года армады немецких бомбардировщиков бомбят Париж, а уже 12 июля французское правительство просит мира.
Впрочем, и у нас примерно в это время вышел роман Павленко "На Востоке" — в этой книге советская авиация столь же быстро громит Японию.
А это репортаж из настоящего Мадрида. Города, объятого пламенем. Далее следует текст, в котором разоблачаются буржуазные теории применения авиации. "Идея использования авиации для воздействия на крупные населенные пункты не нова; она давно проповедуется многими военными деятелями и писателями буржуазии, мечтающими в течении нескольких дней кончить будущую войну средствами авиационного оружия. Они полагают, что сумеют избежать опасности, связанной с формированием массовых армий, вооружением пролетариата, ростом его сознательности и вопиющими противоречиями капиталистического строя, обнажаемыми войной". "Мутная волна фашизма разбивается у ворот Мадрида и откатывается назад. Не помогают "юнкерсы" и "капрони", не помогают танки, не помогают "белокурые мавры" и другие мракобесы." Если убрать пассажи про страх буржуазии перед сознательным пролетариатом, все правильно — воздушный террор в качестве средства достижения победы не работал уже в Испании.
Но давайте оставим в покое идеологию и политику, рассмотрим поподробнее статью "Город под ударом" из этого же номера "Техники — Журнала. Статья посвящена фантастическим проектам городов защищенных от ударов с воздуха.
Остается согласиться с автором статьи — скопление людей на улицах Нью-Йорка это идеальная мишень для фугасных бомб всех типов и калибров.
Взрывная волна — один из основных поражающих факторов при взрыве фугасной бомбы. А помимо фугасных есть еще и зажигательные бомбы.
Свежие фотографии из Мадрида — наглядная иллюстрация к рассказам о том, сколько межэтажных перекрытий или метров бетона пробивает та или иная бомба. Не менее уязвимы при бомбежках и километры подземных коммуникаций, протянувшиеся под асфальтом — без электричества, связи, водопровода, канализации жизнь в современном городе невозможна. Кстати, почти все, что написано в этой статье, верно и по сию пору — ничего в городах коренным образом с тридцатых годов не изменилось (разве что, пробок стало больше, да и авиационные боеприпасы стали слегка помощнее и поточнее).
Итак, современные города уязвимы для ударов с воздуха. Но как сделать их менее уязвимыми? Вот здесь и начинается самое интересное. Автор рассматривает несколько оригинальных проектов городов, надежно защищенных от бомбардировок.
Самое простое и очевидное решение — перенести все что можно под землю и накрыть сверху бетоном. Что-то подобное (правда, не в таком масштабе) французы реализовали при строительстве линии Мажино — некоторые форты этого циклопического укрепрайона вполне могут претендовать на звание если не подземного города, то хотя бы райцентра.
А это проект реконструкции Парижа, предложенный знаменитым архитектором Ле Карбюзье. Центр Парижа согласно этому проекту, застраивается 60-этажными небоскребами высотой 220 метров каждый. Между эти башнями — широкое пространство. Там находятся подземные гаражи и другие полезные помещения, накрытые толстыми бетонными плитами. Это деловой центр — в башнях располагаются офисные помещения. К деловому центру примыкают жилые кварталы, застроенные 12-этажными жилыми домами. Эти дома также должны строится на большом расстоянии друг от друга. Пригороды застраиваются виллами высотой в один-два этажа. Ширина улиц и проспектов проспектов исключает возможность завалов и обеспечивает свободный доступ к любому зданию. Рядом с центром города строится один на весь Париж центральный вокзал, крыша которого играет роль аэропорта. Вся промышленность выносится за пределы города.
Для тридцатых годов — вполне рациональный проект. До появления "умных" бомб со спутниковым наведением оставались долгие десятилетия, точность бомбометания с горизонтального полета была никакой и город, представляющий набор точечных целей, раскиданных на большой площади, был бы сложной целью для бомбежки.
Но автор статьи не может не указать на вредную политическую сущность проекта Карбюзье — "Характерно, что проект Карбюзье, явно отображает интересы тех слоев буржуазии, которые финансируют его проекты. "Действительно, ведь "деловой" центр Карбюзье, не что иное как цитадель капиталистов, искусственно изолированная от промышленности, рабочих, жилых поселков." "Ширина и прямолинейность этих улиц удобны для действий бронеавтомобилей и танков, но никак не способствуют успеху баррикадных боев".
Увы, "противовоздушных" город так никто и не построил. А судьбу Мадрида через несколько лет разделили и многие другие города Европы.
Комментарии (всего 0)