Мы рождены, чтоб сказку сделать былью / Преодолеть пространство и простор / Нам разум дал стальные руки-крылья / А вместо сердца — пламенный мотор.
Все слышали этот знаменитый Марш авиаторов, он же Авиамарш. Но, оказывается, прежде чем получить прочную прописку в советской культуре, этой песне пришлось претерпеть нападки со стороны советских изданий, деятелей культуры и общественных организаций. О борьбе с авиамаршем и пойдёт речь в этой статье.
Массовый интерес к спорту возник во всём мире в конце 19-начале 20 века. Стали развиваться командные виды спорта, одиночные (тяжёлая и лёгкая атлетика, вело и автогонки. Тучность, воспринимавшаяся нормально всё предыдущее время перестала ассоциироваться с красотой и богатством. Советская власть, стремившаяся создать идеального человека будущего, большое внимание уделяла спорту и его пропаганде.
Советское руководство заботилось о пропаганде военных знаний среди населения страны, для чего в числе прочих мер создавались специальные общественные организации. Самой крупной из был созданное в 1927 году
Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ).
Предлагаем вам ознакомиться с текстовой формой антисоветской агитации, которая распространялась в Москве в 1918 г. - в виде стихотворения, статьи в газете и листовки с проповедью.
Советская власть на первом этапе своего существования большое внимание уделяла антирелигиозной пропаганде, как среди детей, так и среди взрослых. С 1922 года в СССР издавалась газета "Безбожник", вокруг которой быстро сложилась сеть корреспондентов и читателей. Благодаря им в августе 1924 года в Москве было образовано Общество друзей газеты «Безбожник».
На первом этапе своего существования - в 1920-1930-е годы советская власть очень агрессивно относилась к религии. Не только закрывались и зачастую взрывались храмы и проводились репрессии против духовенства, но и велась активная антирелигиозная пропаганда, в том числе и направленная на детей.
Неизбежным спутником любой затяжной войны становится инфляция. Военные действия – «удовольствие» дорогое и даже богатым странам приходится включать печатный станок (а заодно и делать займы, как внутренние, так и внешние). А неизбежным следствием гражданской войны (или поражения в войне обычной) становится гиперинфляция – число нулей на ничем не обеспеченных банкнотах стремительно растет. Сомнительная честь постановки рекордов в области гиперинфляции, к счастью принадлежит не нашей стране – у нас не было купюр с номиналами в секстиллион (миллиард триллионов, 10 в 21 степени, Венгрия, 1946) или 100 тысяч миллиардов (Германия, 1924), во время Гражданской номиналы купюр Госбанка России дошли у нас только до миллионов.
Подборка плакатов, которые мы предлагаем вашему вниманию, напоминают афиши старых малобюджетных ужастиков. Но иронизировать над ними не хочется. Это плакаты эпохи коллективизации и индустриализации - в ту эпоху наша страна стремительно превращалась из аграрно-сырьевого придатка к мировой экономики в ни от кого независимую индустриальную державу. Державу, которая вышла победительницей из самой кровопролитной войны в истории человечества.
А тому, что на многих плакатах объясняются очевидные вещи, удивляться не стоит - они рассчитаны на горожан в первом поколении, ведь до индустриализации 85 процентов населения нашей страны жило в сельской местности и имело смутное представление о технике безопасности на производстве. Впрочем, плакаты по технике безопасности были, есть и будут и в индустриально развитых странах. Вечный жанр, не правда ли?
Лени Рифеншталь - пожалуй, самая известная деятельница кино Третьего Рейха. Имена других режиссеров, актеров, актрис, сценаристов, работавших на министерство пропаганды доктора Геббельса в наши дни известны только историкам кино (исключения из этого правила крайне немногочисленны). А имя Рифеншталь на слуху и по сию пору. Она прожила 101 год. В возрасте 71 года Лени Рифеншталь исполнила свою давнюю мечту: начала посещать курсы дайвинга, и занималась им, когда ей было уже больше 90 лет. Она широко известна и как фотограф. Но наибольшую известность ей принесли два пропагандистских документальных фильма, снятые в тридцатые годы. Хотя, в нацистской партии Рифеншталь не состояла и совсем не собиралась пробовать свои силы в области пропаганды.
Карикатурист Борис Ефимович Ефимов ушел из жизни совсем недавно, не дожив двух лет до 110-летнего юбилея. До последних дней он продолжал работать - рисовал шаржи, писал мемуары. Он застал три революции, одну гражданскую и две мировые войны. Застал холодную войну, хрущевскую оттепель, горбачевскую перестройку, ельцинскую либерализацию. И протяжении почти всей своей долгой жизни он рисовал. По его карикатурам можно изучать историю нашей страны в двадцатом столетии.
Доктор Йозеф Геббельс - один из самых известных пропагандистов двадцатого столетия. Министр народного просвещения и пропаганды Третьего Рейха. На протяжении долгих двенадцати лет именно его ведомство решало, какие передовицы появятся на первых полосах газет, какие песни прозвучат в радио-эфире, какие фильмы выйдут на экраны кинотеатров и каков будет репертуар на театральных подмостках. Во многом благодаря министерству пропаганды немцы продолжали сражаться на Восточном фронте до самого конца, когда исход войны был очевиден всем и каждому. Многие немцы, не имевшие возможности бежать в тыл, кончали жизнь самоубийством, предварительно убив жен и детей. И сам Геббельс и его супруга тоже покончили с собой, отравив перед этим шестерых своих детей.
На Всемирной Выставке 1937 года, проходившей в Париже, павильоны Советского Союза и Германии находились напротив друг друга. Здание советского павильона венчала знаменитая статуя В. Мухиной "Рабочий и Колхозница", точно напротив нее возвышалась башня, на вершине которой расположился орел со свастикой. А у подножия этой башни расположились не менее знаменитые статуи Йозефа Торака "Товарищество" и "Семья" - крепкие мускулистые обнаженные тела.
Гражданская война была одной из главных тем советской пропаганды в двадцатые-тридцатые годы. Эта война закончилась совсем недавно, многие ее участники были еще совсем молодыми людьми, она была слишком свежа в памяти. Результатом этой войны стало появление на карте мира первого социалистического государства. Разумеется, героизацией сражений Гражданской, доблестных бойцов Рабоче-Крестьянской Армии и красных партизан занимались и советские живописцы. Тем более, что некоторые авторы живописных полотен сами принимали в этих сражениях непосредственное участие.
Монументальной пропаганде уделялось очень большое внимание в нацистской Германии. Идеально сложенные бронзовые или гипсовые юноши и девушки были наглядным воплощением "арийского" эталона красоты - настоящий человек, представитель высшей расы, должен выглядеть именно так. Источником вдохновения для немецких скульпторов служили работы мастеров античности и эпохи Возрождения.
В полной мере монументальную пропаганду нацисты использовали во время Летних Олимпийских Игр 1936 года, проводившихся в Берлине. С участия в конкурсе, приуроченным к этим играм, началась карьера Арно Брекера (1900-1991), ставшего впоследствии придворным скульптором Гитлера, а после войны оставшегося самым высокооплачиваемым скульптором в Западной Германии.
В наши Россия уже утратила статус самой читающей страны мира, но, по крайней мере, читать и писать в России умеют все взрослые граждане (правда, сейчас подрастает поколение беспризорников, которым учиться и негде, да и некогда). Но, разумеется, поголовно грамотной Россия была далеко не всегда. Незадолго до Октябрьской революции население нашей страны было преимущественно неграмотным. Сколько процентов граждан России умело читать и писать? Увы, точные данные есть за только за 1897 год, в том году проводилась последняя в царской России всеобщая перепись населения. По результатам этой переписи грамотой владел 21,1 процент населения. А вот насколько выросло число грамотных к 1917 году сказать сложно. Историки приводят разные цифры - от все тех же 20 процентов, до 50 с лишним (все зависит от личного отношения историка к "России, которую мы потеряли"). Но в любом случае число неграмотных было огромным.
Советские плакаты тридцатых годов в подборке, предлагаемой вашему вниманию посвящены все тем же злободневным для тридцатых годов темам - первые пятилетки, создание отечественной индустрии - строительство заводов-гигантов, объединение разрозненных крестьянских дворов к колхозы.
Пара плакатов из этой подборки посвящены освободительному походу в Западную Белоруссию и Западную Украину в сентябре 1939-го года. Ныне многие считают этот поход актом агрессии и ударом в спину сражающейся Польше. Но "вторжение" началось 17 сентября - Польша еще сражалась, а польское правительство свою страну уже покинуло. И в ходе этого похода мы вернули свои земли, отошедшие Польше по Рижскому мирному договору 1921 года. Но о польском походе мы поговорим более подробно чуть позже, а пока просто очередная подборка плакатов на разные темы.
Продолжим знакомство с советскими плакатами тридцатых годов. Эти плакаты отображают жизнь советских людей той эпохи - коллективизация, индустриализация, великие стройки - вот основная тематика. И, одновременно, были и голод начала тридцатых, и перегибы во время коллективизации, и репрессии - обоснованные и ничем не обоснованные.
Но на плакатах отображается, разумеется, только светлая, парадная сторона той эпохи. Давайте и мы вспомним именно свершения, а не разного рода "перегибы", увы, неизбежные при строительстве нового государства.
Комментируя советские плакаты тридцатых годов невозможно пройти мимо такой темы, как культ личности Сталина - образ Вождя встречается не на каждом плакате, и даже не на каждом втором, но все же достаточно часто. Культ, разумеется, был. Но первым борцом с культом личности Сталина стал не Никита Сергеевич Хрущев, а ... сам Иосиф Виссарионович Сталин. Предоставим ему слово, вот, например, его рецензия на книжку "Рассказы о детстве Сталина", готовившуюся к изданию в 1938 году:
Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина».
Книжка изобилует массой фактических неверностей, искажений, преувеличений, незаслуженных восхвалений. Автора ввели в заблуждение охотники до сказок, брехуны (может быть, «добросовестные» брехуны), подхалимы. Жаль автора, но факт остаётся фактом.
Но это не главное. Главное состоит в том, что книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личностей, вождей, непогрешимых героев. Это опасно, вредно. Теория «героев» и «толпы» есть не большевистская, а эсеровская теория. Герои делают народ, превращают его из толпы в народ — говорят эсеры. Народ делает героев — отвечают эсерам большевики. Книжка льёт воду на мельницу эсеров. Всякая такая книжка будет лить воду на мельницу эсеров, будет вредить нашему общему большевистскому делу.
Советую сжечь книжку.
Продолжим знакомство с советскими пропагандистскими плакатами тридцатых годов - эпохи, когда рождалась новая страна. Страна, обладающая мощной промышленностью, сильной армией и флотом. Страна, способная постоять за себя, отстоять свой суверенитет в схватке с любым противником.
Реальность, разумеется, не была такой радужной, какой она выглядит на очередной подборке плакатов, предлагаемых вашему вниманию. В стране совсем недавно закончилась опустошительная Гражданская война. Время с момента окончания войны уже прошло, но привычка решать все "революционными" методами осталась. Нам, родившимся десятилетия спустя после той эпохи, сложно представить ход мысли тех, кто решал, кого объявить "врагом народа" и обезвредить, а кого нет. А, кроме того, "врагов народа" - разного рода шпионов и диверсантов просто не могло не быть (вековечную вражду между великими державами никто не отменял). Но, споры о том, кто был "врагом", а кто невинным мучеником, оставим профессиональным историкам. А мы в очередной раз посмотрим на плакаты той далекой эпохи.
Тридцатые годы - это годы первых пятилеток, годы создания современной индустрии, обеспечившей армию нашу страны современной военной техникой, годы, когда закладывался прочный фундамент Победы в будущей, неизбежной войне.
Одновременно менялась и идеология правящей партии - победил курс на построение социализма в одной стране, лозунги Мировой Революции отошли на второй план (а главные носители этих лозунгов отправились в расстрельные подвалы).
Наконец, была принята новая Конституция, согласно которой все граждане страны обладали равными правами. Да, многие положения этой Конституции остались на бумаге, но другие статьи этого документа исполнялись в полной мере.
Пропагандистские плакаты тех лет - яркие документы, дающие представление о далекой эпохе.