Предлагаю вашему вниманию два мультфильма от Metro-Goldwyn-Mayer. Один датирован 1939-ым годом и номинировался и на Оскар как анимационная короткометражка (но эта номинация тогда из года в год доставалась Диснею), и на Нобелевскую Премию Мира (факт не подтвержденный, к тому же с 39-го по 45-ый годы эти премии вроде как никому не вручались). Так что остался мультик без наград. Второй мультфильм датирован 1955 годом. Тоже номинировался на Оскар и тоже остался без награды. Первый мультфильм называется Peace on Earth, второй — Good will to men. Один мультфильм — логическое продолжение другого — если сложить оба названия в одну строку, получится Peace on earth, good will to men — это и строка из древней молитвы, и строка из песни "Thank We Now the Lord of Heav'n" (Славим мы Владыку Рая), в нашей церковной традиции эта строка молитвы звучит так "На земле мир, в человецах благоволение".
Начиная с перестройки, нас стараются уверить в том, что тридцатые годы в нашей стране были только голодомор, ГУЛАГ, репрессии, массовые казни, пытки в застенках НКВД, доносы всех на всех и на каждого, тревожное ожидание «воронков» по ночам … Не будем отрицать того, что были и голод, и перегибы в коллективизации, и необоснованные репрессии. Вот только масштабы всего вышеперечисленного были совсем не такими, как в перестроечной прессе. Но было и другое. Строительство заводов-гигантов, создание с нуля целых отраслей промышленности, не существовавших в царской России, рекорды советских летчиков, крупносерийный выпуск вполне современной военной техники, ликвидация неграмотности, появление многочисленной новой технической интеллигенции, издание тысяч книг миллионными тиражами (среди них были не только стенограммы партийных съездов)…
Для начала определимся с терминологией. Пленные немцы очень обижались, когда наши конвоиры называли их фашистами – ведь фашизм был в Италии, а у них был национал-социализм. Но, для советских людей какой-то особой разницы между фашизмом и национал-социализмом не было, так что и мы будем пользоваться устоявшимся термином (хотя и знаем, что некоторая разница между этими «учениями» есть.
Фашистская пропаганда имела одну особенность – она была всеобъемлющей, охватывала все сферы жизни рядового немца. И пропаганде нацисты уделяли самое пристальное внимание с самых первых дней существования их движения.
В Третьем Рейхе праздновали Рождество, никто его не запрещал и не пытался заменить его каким-нибудь партийным нацистским праздником. И речи не могло быть о том, чтобы отправлять граждан Рейха за колючую проволоку только за то, что они наряжают рождественскую елку. Тем не менее, нацистская пропаганда приложила максимум усилий для того, чтобы превратить в Германии этот праздник в Рождество без Христа.
Под катом - некоторые особенности Рождества по-нацистски.
18 июля 1936 года в эфире одной из испанских радиостанций прозвучала фраза «Над всей Испанией безоблачное небо» — сигнал к началу военного мятежа. В далекой стране на Иберийском полуострове началась Гражданская война. Война, быстро переставшая быть внутреннем делом одной Испании – будущие главные противники во Второй Мировой превратили эту страну в испытательный полигон для своей военной техники и военных доктрин.
У этой войны, как и у всякой другой, был и еще один фронт — пропагандистский. Давайте посмотрим, как освещала советская пресса войну в далекой Испании. Предлагаем вашему вниманию подборку сканов картинок из советских журналов и ссылку на фильм, созданный в нашей стране по "горячим следам" — сразу после того, как эта война закончилась.
В Веймарской Германии было множество молодежных организаций и союзов. Например, каждая из многочисленных политических партий считала своим долгом создать что-нибудь молодежное и организованное. После 30 января 1933 года молодежных организаций в Германии осталось всего три штуки.
Одной из них была такая организация как Jungvolk. В нее в обязательном порядке принимали мальчиков в возрасте от 10 до 14 лет (те, кому перевалило за 14 вступали в Hitler-Jugend — организацию для взрослых серьезных пацанов).
В военное время главной мишенью карикатуристов любой воюющей страны становятся лидеры стран - противников. Разумеется, не был исключением из этого правила сэр Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании. Немецкие карикатуристы за время Второй мировой нарисовали на британского премьера тысячи карикатур.
Впрочем, на страницах нацистских журналов Черчиль появился задолго до того, как началась война. Он и до того, как стал премьером, был заметной фигурой.
Название нацистской молодежной организации Гитлерюгенд у всех на слуху. Еще бы - в последние месяцы войны фанатичные юнцы с фаустпатронами тысячами гибли под гусеницами наших танков. Гитлерюгенд был организацией для мальчиков. Но нацисты позаботились и о девочках, которых в столь же принудительном порядке принимали в сходную организацию Bund Deutscher Mädel (BDM). Давайте пройдемся по страницам Das deutsche Mädel - официального журнала этой организации.
"Нацистские журналы" - это не только Signal или Der Adler, но и сугубо гражданские. Например, женские. С обложками таких журналов мы и предлагаем вам ознакомиться.
Внимание общественности к этой песне привлек в 1983 году Сева Новгородцев - в своем шоу "Рок-Посевы" на Би-Би-Си он поделился с миром сенсационным открытием: официальный гимн ВВС РККА не что иное, как нацистский марш с другим текстом, чуть ли не "Хорст Вессель".
Московский Дворец Советов — один из самых известных нереализованных архитектурных проектов в истории. Огромное (самое большое и самое высокое в мире) здание, которое должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы.
Под катом краткий иллюстрированный рассказ о проектировании этого колоссального здания и официальное промо-видео Дворца, снятое в тридцатые годы.
Настольные игры в первые десятилетия существования советской власти были и средством пропаганды и своего рода средством допризывной подготовки. И ничего плохого в этом нет. В двадцатые годы в нашей стране готовились к отражению новой интервенции (разрыв дипломатических отношений с Англией, ультиматум Керзона, "военная тревога").
Настольные игры были популярны в нашей стране и при царях, и при генеральных секретарях. Но если при царях игры были просто играми, средством скоротать досуг, то в советские времена игры стали нести еще и воспитательную и пропагандистскую нагрузку. Но давайте рассмотрим советские настольные игры подробнее.
План реконструкции Берлина при Гитлере — один из самых грандиозных нереализованных архитектурных проектов. Реконструкцию столицы Рейха фюрер поручил архитектору Альберту Шпееру — человеку, которого многие историки считают чуть ли не единственным настоящим другом старика Алоизыча. Рассказывать о Берлине Шпеера особого смысла нет — все сто раз читали и статьи про этот проект и видели фотки макетов циклопических зданий, спроектированных на основе эскизов Гитлера. Поговорим о другом.
Ближайшим помощником главного архитектора Третьего Рейха был Ганс Штефан. Как и все профессиональные архитекторы этот парень умел рисовать. И в числе прочего рисовал и ... карикатуры. В частности, он ограниченным тиражом издал сборник карикатур, посвященных проекту перестройки Берлина, над которым работал его шеф. В застенки гестапо за эти карикатуры его никто не потащил — альбом представлял собой набор приколов "для внутреннего пользования". Но после войны эти картинки Штефану очень пригодились — он хоть и был членом НСДАП с 1931 года, но мог с уверенностью заявить, что боролся с режимом и вообще был чуть ли не бойцом Сопротивления, благо, доказательства в виде сборника карикатур под рукой были. А его шефа Альберта Шпеера приговорили к 20 годам лишения свободы. Не за планы перестройки Берлина, разумеется. А за то, что будучи рейхсминистром вооружений, использовал в военной промышленности рабский труд. Но, давайте рассмотрим карикатуры Штефана поподробней.
Современный "ритуал" празднования Нового года сформировался … в Советском Союзе в тридцатые годы. В царской России более значимым праздником было Рождество, а наступление нового года во многих сельских районах вообще праздновали 1 сентября, как в допетровские времена. После Октябрьской революции и Новый год и Рождество попали под неофициальный запрет как пережитки старорежимного прошлого. Разумеется, наряженная елочка не становилась поводом для ареста и, тем более, расстрела. Но "старорежимные" праздники, скажем так, не приветствовались. Все изменилось в 1935 году, когда и елке и Новому году снова вернули законный статус. В том же 1935 году в нашей стране возобновили промышленное производство новогодних елочных игрушек. Разумеется, новогодние игрушки стали в то время одним из средств пропаганды. А что в этом плохого? Тогда в нашей стране была "национальная идея" и были достижения, которыми можно гордиться. Посмотрим на игрушки той далекой эпохи повнимательней.
Имя рейхсминистра пропаганды и просвещения доктора Йозефа Геббельса стало именем нарицательным. В пропаганде нацисты знали толк. Средствами пропаганды служили не только выпуски кинохроники, газетные статьи и плакаты на стенах, но и детские настольные игры. Приглядимся повнимательней к тому, во что играли дети в Третьем рейхе.
Все, кто застал Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина прекрасно помнят "Зарницу" - игру в войнушку, которая проводилась в пионерлагерях. А мне недавно попалась подборка фотографий про "зарницу" в нацистском варианте. С одной стороны вроде как обычная "войнушка", а с другой - есть некоторая разница. Чтобы ощутить разницу, прошу под кат.
В 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы, разработанный архитекторами В. Н. Семёновым и С. Е. Чернышёвым. Согласно этому плану Москва должна превратится в город широких проспектов, застроенных огромными зданиями. От старой Москвы должен был остаться только Кремль. Воплощению этого плана в жизнь помешала война. Но давайте посмотрим, какой могла быть Москва, если бы у нашей страны был в запасе хотя бы десяток мирных лет.
Военные теоретики и практики во все времена мечтали о неком абсолютном оружии — какой-нибудь штуковине, которая позволит выиграть войну сразу, без всех этих проблем с походами, сражениями, полевыми лазаретами и борделями, вороватыми снабженцами.
«Мы войны не хотим, но себя защитим. Оборону крепим мы недаром. И на вражьей земле мы врага разгромим малой кровью, могучим ударом». Это слова из песни «Если завтра война», прозвучавшей в одноименном фильме. Этот фильм вышел на экраны в 1938 году.