История военной пропаганды от Первой мировой до войны в Афганистане: немецкий взгляд

 
Немецкая статья по краткой истории военной пропаганды от Первой мировой до войны в Афганистане с сайта www.bpb.de.

Пропаганда, уже со времен античности, применялась как средство влияния на мнение о войне, например, в устной форме, в виде текстов или песен. С появлением современных средств массовой информации, таких как радио, кино и телевидение, а также Интернета, доступ к которым у большого количества людей существенно упростился, значение пропаганды, ее размах и объемы невероятно возросли. Со времен Второй мировой войны, средства массовой информации (СМИ), активно и сознательно используются в качестве средств пропаганды во всех крупных военных конфликтах. Основываясь на опыте семи войн 20-ого и 21-ого столетий можно представить роль и использование пропаганды на войне.

Первая мировая война



Пропаганда применялась в Первой мировой войне впервые в большом объеме в качестве средства ведения войны. Она сыграла важную роль при мобилизации населения для ведения войны. К листовкам, почтовым открыткам и плакатам, для освещения событий на полях сражения, примкнули и многочисленные фотографы. Кинофильмы также применялись как средство освещения хода развития событий на фронте.

По сравнению с фотографией и газетой, кино, которое было изобретено лишь в 1895, в то время еще имело незначительное значение.

В Великобритании тогда были сделано всего лишь 141 художественный фильм и фильмы-кинохроники о войне, в Германии эта цифра была значительно меньше. Снимаемые в то время фильмы имели сильно и ярко выраженный патриотический характер. Они должны были убеждать население в собственном превосходстве и правильности войны.

Как Германия, так и нации союзников создали и образовали государственные органы власти, специально предназначенные для целенаправленного распространения пропаганды. В Германской империи это был орган печатных изданий и киноиндустрии, сокращенно BUFA. Эти органы власти отправляли фотографов и кинооператоров на фронт, контролировали и подвергали цензуре их материалы. Горе и бедствие войны невероятно преуменьшалось в материалах, передаваемых BUFA средствам массовой информации. Немецкие солдаты представлялись героически и уверенными в победе. Наряду с этим материалы пропаганды издавались также частными издателями. Они часто смеялись над противниками войны и представляли их в качестве слабых людей и пораженцев.


Рис. Немецкая почтовая пропагандистская открытка с изображением раненых и оборванных солдат Антанты. (© Немецкий Исторический музей, Берлин)


Вторая мировая война



Вскоре после прихода в Германии к власти Гитлера в 1933, было создано Имперское министерство пропаганды (Volksaufklarung). Возглавил его Йозеф Геббельс (Joseph Goebbels). Радио, пресса и киноиндустрия были окончательно лишены свободы. Они переходили под контроль государства и должны были соответствовать национал-социалистской идеологии. Во время Второй мировой войны фотокорреспонденты и фотографы систематически использовались на фронте в пропагандистских кампаниях. Каждый материал перед публикацией тщательно проверялся на предмет его возможных воздействий и последствий.

Из фильмов были отсняты такие, как документальный фильм военной пропаганды "Боевое крещение" (1939/1940 год). Они должны были демонстрировать, прежде всего, превосходство немецких вооруженных сил. Кадры войны находили отражение также в "киножурнале" или "кинохронике", регулярно демонстрировавшихся в кинотеатрах. "Киножурнал" показывал сражающихся солдат, но не мертвых людей.

Примерно 1150 кинопродюсеров прославляли Германскую империю, не ставя под сомнение ее действия. В антисемитских фильмах, как "Еврей Зюсс" (1940) ( "Jud Suß") и "Вечный жид" (1940) ("Der ewige Jude") евреи изображались как неполноценные, злобные и представляющие собой угрозу.


Комната с микрофоном Йозефа Геббельса в Имперском министерстве пропаганды, Оборудована в августе 1933 года (© федеральный архив, рис 183-1991-0204-503 / фотограф: О. Ang).

Радио также было впервые использовано в качестве инструмента пропаганды. Йозеф Геббельс считал радио "самым современным [...] наиболее важным инструментом манипулирования массами".

В речи в 1933 перед директором имперского радио он формулировал, к примеру: "Пропитывать народ этой уверенностью и этим образом мыслей, вплоть до последнего волокна — вдалбливать в людей так долго и так отшлифовывать и выдалбливать, словно стамеской, и до тех пор пока не истек их час: это и есть одна из основных задач Немецкого радио!" Чтобы достичь этого, со стороны государства проявлялась забота того, чтобы немецкие домовладения или домашние хозяйства свободно смогли приобретать радиоприемники. В так называемых "народных приемниках" агитационные выступления Гитлера достигали население. Характерным для них были легкозапоминающиеся лозунги и слоганы, которые постоянно повторялись и очень сильно эмоционально воспроизводились.

Вооруженные силы союзников, наряду с фильмами, также применяли и радио как средство пропаганды. Главным образом речь шла о том, чтобы успокаивать население и мобилизовать молодых мужчин на войну. Как по радио, так и в кино и фотоматериалах ежедневно сообщалось о положении дел на фронте. При этом на переднем плане были сообщения о собственных успехах и зверствах держав "оси". Немецкий вермахт и, прежде всего, Адольф Гитлер, зачастую изображались на плакатах в смешном виде. Другие изображения в символической форме пытались объяснить опасные качества и беспощадность противника.

Другие средства пропаганды попытались проиллюстрировать опасность и жестокость врага в символической форме: они показывали, например, разрушение положительных патриотических символов, таких как Статуя Свободы и американский флаг со стороны держав Оси.

Война во Вьетнаме



Война Вьетнама вошла в историю как война, неподвергнутая цензуре. Впервые и единственный раз в 20-ом веке во время войны не было дано государственной оценки самой войны. Для такой оценки не могло быть обоснования, так как долгое время американское правительство отрицало войну. Одновременно США чувствовали свое нравственное и морально право на эту войну. Таким образом, отправка американских войск обозначалась как "американское обязательство", в соответствии с которым Южный Вьетнам должен быть поддержан в борьбе против коммунизма. Подвергать цензуре эти мероприятия казалось ненужными. Вместо этого правительство заботилось о партнерских отношениях с журналистами и предоставляло им доступ ко всему району военных действий. Информация о войне распространялась, прежде всего, прессой и телевидением. А спутниковая технология позволила делать актуальные репортажи о войне прямо с места событий. Американские телестанции твердо стояли на стороне правительства: критические сообщения с фронта не отсылались. Вместо этого редакции охотно повторяли и возвращались к оправдывающим правительство киноматериалам. У Пентагона персонала занятого производством материала для пропаганды, было больше сотрудников, чем имели в распоряжении все вместе взятые американские телестанции.


Кадр из документального фильма "Вьетнамский апокалипсис" (2000), оправдывающего войну во Вьетнаме

И все же, чем дольше продолжалась война, тем больше правительство теряло доверие. В 1968 много Американских солдат погибли при атаках вьетконговцев. Американские граждане требовали большей информации. Телестанции и пресса начинали все чаще опубликовывать и критические сообщения. Становилось понятным, что собственная армия с чрезмерной беспощадностью и жестокостью подошла к войне с северными вьетнамцами. Неподвергнутые цензуре репортажи шокировали общественность. Правительство пыталось запугивать журналистов. Их называли непатриотическими, изменниками родины или коммунистами. Телестанции, в то же время, отреагировали путем урезания эфирного времени, предоставляемого трансляциям о войне. Все же, общественность знала уже достаточно, чтобы быть против войны.


Война в Ираке 1991 года



США извлекли уроки из военного поражения в семидесятых во Вьетнаме. Все изображения иракской войны 1991 были постановочными и инсценировались американским Министерством обороны или подвергались цензуре. Доступ журналистов в зону боевых действий был в соответствии с принципом "пула": репортажи были разрешены только специальным журналистам, которые были выделены в отдельную категорию. Они могли работать там только под наблюдением военных. Перед публикацией репортажи и обзоры журналистов должны были подвергаться проверке ("проверка на безопасность") и неоднократно переписывались.

Снова и снова, во время проведения боевых действий, говорилось также о "хирургической" и "чистой" войне. Таким образом, должно было создаваться впечатление, что армия вела войну с помощью самого нового высокотехнологичного оружия для того, чтобы при этом не убивать невиновных. Поэтому при репортажах, армейская техника часто стояла в центре. На многочисленных пресс-конференциях американская армия показывала видеозаписи ракет, которые точно разрывались в зданиях или во вражеских военных автомобилях, а также применение бомб с лазерным наведением. Разрушенные дома и ландшафты уже почти не демонстрировались. И почти невозможно было увидеть изображения применения силы или картины мертвецов. Ужас, который всегда связан с войной, часто исчезал за зеленовато крашенными живыми картинами, которые снимались на достаточном удалении от мест развития событий. Война на телеэкране внезапно стала выглядеть как компьютерная игра. Страдание и смерть гражданских лиц оставалось невидимым за медийной инсценировкой.



Репортаж Второго Немецкого телевидения "война пропаганды" (2003) изображает использование пропаганды и цензуры во время иракской войны 1991.

При массивных воздушных налетах, вооруженные силы атаковали, прежде всего, такие стратегические цели как аэродромы или электростанции, но при этом неоднократно также попадались и гражданские учреждения. Например, от бомбово-штурмовых атак и попаданий в бомбоубежища, погибло 300 иракских гражданских лиц. Кроме того, журналист-разоблачитель Сеимур Херш обвиняет американскую армию, что во время иракской войны были застрелены 300 беззащитных иракцев. Также задним числом признавалось, что история 15-летней Наиры (Nayirah), которая выступала перед Комитетом по правам человека Конгресса США 19 октября 1990 года и рассказывала об убийстве кувейтских детей иракскими солдатами — это постановка агентства по связям с общественностью "Хил и Ноултон" ("Hill & Knowlton"). Оно работало в службе кувейтской организации "Граждане за Свободный Кувейт" ("Citizens for a Free Kuwait" (CFK)) и имело задание настроить общественное мнение против Ирака.
Тем не менее, много жестоких деталей войны останутся скрытыми навсегда, так как репортажи из американской армии сильно ограничены. А практикуемая на иракской войне оценка многих сторон и событий задним числом публично критиковалась и обсуждалась. Появились также несколько документальных фильмов, в которых разбирались репортажи средств массовой информации во время иракской войны.


Война в Косово в 1999 году



Война Косово была войной пропагандистских репортажей. Каждая сторона пыталась убедить общественность в собственной позиции и оправдать свои действия, показывая изуродованных жертв войны и жестокие военные преступления.

При этом были обнародованы фотографии, происхождение которых не однозначно и причем не следует исключать еще и манипуляции этими снимками. Таким образом общественность шокировали в январе 1999 картины и сообщения мнимой бойни в деревне Расак общественность, где сербы якобы жестоко убили по крайней мере 45 косовских албанцев. Государствами НАТО инцидент назывался, наряду с "планом подковы", как одна из самых веских причин, чтобы оправдывать собственное нападение на сербов. Под планом подковы имеется ввиду мнимый план сербского правительства по систематическому изгнанию албанцев из Косово. Как доказательство этого и т.п. также служили фотографии. Однако, подлинность как плана подковы, так и собственно самой бойни оспаривается до сих пор.


Рис. Титульная страница "Кельнского экспресса" ("Kolner Express") от 28 апреля 1999 г. на пресс-конференции немецкого министра обороны Рудольфа Шарпинга (Rudolf Scharping), во время которой он оправдывал спорное применение вооруженных сил. Он, кроме всего прочего, не привёл гарантированных доказательства совершенных военных преступлений при "плане подковы". (© Кельнский экспресс). (© Кёльн Express).

Во время войны журналисты зачастую не могут проверить подлинность изображений и достоверность заявлений. У них нет свободного доступа в район боевых действий, они должны бороться с запрещениями на передачу информации и с отказом в выдачи виз.
Кроме того, пребывание в районе военных действий всегда очень опасно: во время войны в Косово несколько корреспондентов были убиты. Для репортажей им требуются видеоизображения и видеозаписи, однако, часто от безысходности они обращаются к материалам, которые предлагались им различными воюющими сторонами. Вместо критической подачи информации, журналисты стали рупором соответствующей партии войны.

Впервые интернет использовался во время войны в Косово именно как средство пропаганды. Интернет-услуги как в контексте косовских албанцев и сербов в веб-страниц, используемых для распространения общедоступных изображений, которые должны служить в качестве доказательства массовых убийств, бойни и причиненного горя. Фотографии пропали без вести в контексте развития событий, ни имен ни жертв, ни фотографа. Таким образом, их точность не может быть проверена. Изображения предполагаемого массового убийства в селах Рачаке и Рогова, которые послужили НАТО в качестве оправдания их атак были опубликованы на веб-сайтах, которые были в ведении организаций в контексте ОАК (UCK).

Война в Ираке в 2003 году



Иракская война 2003 привлекла огромный интерес средств массовой информации. Несколько недель с начала войны и до падения иракского режима, во всем мире освещались всеми крупными телеканалами. Американская армия даже позволяла отдельным или выбранным репортерам сопровождать её войска. Живые сообщения этих так называемых "внедренных журналистов" ("embedded journalists") давали возможность зрителю видеть войну глазами солдата США. Они учли высказанную в их адрес критику ее стратегии количественного сокращения информации на иракской войне 1991, поэтому во время Иракской войны 2003 вели активную информационную политику.

На опубликованных снимках и видеороликах, несмотря на иногда драматические сцены, нет выстрелов и не видно людей, которые были серьезно ранены или убиты. Репортажи внедренных журналистов подверглись большой критике, так как их столь длительное пребывание в непосредственной близости с солдатами едва ли допускало независимый репортаж. Кроме того, имелись твердые правила, которые предписывали, о чем могло сообщаться, и о чем нет. Хотя контроль и был менее очевиден, чем на других войнах, репортажи всё равно нельзя было назвать полностью свободными.

Картины войны со стороны Ирака очень отличались от, тех, которые передавали американцы. Фотографии и киносъемки обезображенных жертв указывали на жестокие последствия войны. Аль Джазира (al-Dschasira) и арабский Интернет распространяли и усиливали на западе протест против войны. Фотографии жертв применялись и использовались иракским правительством, как целенаправленное средство пропаганды.


Два посетителя магазина электротоваров в Багдаде снимают телевизионный репортаж для Аль-Джазира об убитых в июле 2003 года сыновьях Хусейна (© AP)

Взгляд без прикрас на реальность войны возможен и разрешается после ее окончания. В 2010 открыто опубликованы секретные документы WikiLeaks по Ираку. Они дают представление о кровавой и жестокой повседневной жизни во время войны и последующей оккупации. После войны было объявлено, что приведённые госсекретарём США Пауэллом перед Советом Безопасности ООН 05 февраля 2003 доказательства наличия у Ирака оружия массового уничтожения были недостоверны. Использованием этих доказательств Пауэлл оправдывал войну против Ирака.

Войны в Афганистане с 2001 года



Все воюющие стороны, участвовавшие в начавшемся под руководством США вмешательстве 2001 года в Афганистан, пытаются влиять на общественное мнение через различные средства массовой информации. Их цель состоит в том, чтобы доминировать в международной и национальной общественной дискуссии о военном вмешательстве со своей собственной интерпретацией вторжения. Американское правительство и его союзники проводят для этого стратегически направленную работу с общественностью и хотят получать широкую поддержку не только национальной и международной общественности, но также и у афганского населения, проводя для этого положительные репортажи о своих военных действиях. Впервые они применяют для этого также соцсети Facebook, Twitter и YouTube. Со стороны противника Талибан посредством средств массовой информации также пытается влиять на общественное мнение.

Наряду с непосредственным информированием афганской и международной прессы, например о числе жертв среди гражданского населения в результате западного военного вмешательства, они распространяют среди народа Афганистана листовки, агитационные фильмы на DVD, кассеты с пропагандистскими песнями и текстами, а поддерживают работу Интернет-сайтов и радиостанций.

В течение длительного времени официальные взгляды западных военных доминировали во многих западных СМИ, что и сыграло свою роль во время миссии в Афганистане. Это изменилось только тогда, когда стало известно всё больше и больше фактов реального использования армии. Воздушный налёт немецких самолётов на 2 бензовоза в Кундузе в сентябре 2009, в ходе которого погибло 90 мирных жителей стал для Германии важным поворотным пунктом. О точных обстоятельствах воздушного налета и большом числе убитых мирных афганцев, проинформировал общественность Министр Обороны Германии. Но эта информация изначально была неполной. Это привело в Германии к жаркой общественной полемике по информационной политике федерального правительства и обоснования миссии в Афганистане в целом.

В июле 2010 на WikiLeaks была опубликована строго конфиденциальная информация о миссии в Афганистане. В ней говорилось о целенаправленных убийствах и военных неудачах. В последующие годы, имидж военной операции в Афганистане несколько изменился. Все больше и больше были слышны голоса , которые ставили вопрос весьма критически.

Источник: http://www.bpb.de/gesellschaft/medien/krieg-in-den-medien/130707/geschichte-der-kriegspropaganda?p=all
Просмотров: 10406
Другие материалы раздела
             
Редакция рекомендует
               
 

Комментарии (всего 0)

  • Укажите символы,
    которые вы видите на картинке

 
топ

Пропаганда до 1918 года

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

От Первой до Второй мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Вторая мировая

short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

После Второй Мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Современность

short_news_img
short_news_img
short_news_img