Лени Рифеншталь - пропагандист поневоле

 
Лени Рифеншталь - пожалуй, самая известная деятельница кино Третьего Рейха. Имена других режиссеров, актеров, актрис, сценаристов, работавших на министерство пропаганды доктора Геббельса в наши дни известны только историкам кино (исключения из этого правила крайне немногочисленны). А имя Рифеншталь на слуху и по сию пору. Она прожила 101 год. В возрасте 71 года Лени Рифеншталь исполнила свою давнюю мечту: начала посещать курсы дайвинга, и занималась им, когда ей было уже больше 90 лет. Она широко известна и как фотограф. Но наибольшую известность ей принесли два пропагандистских документальных фильма, снятые в тридцатые годы. Хотя, в нацистской партии Рифеншталь не состояла и совсем не собиралась пробовать свои силы в области пропаганды.

Берта Хелена Амалия Рифеншталь родилась 22 августа 1902 года в Берлине в семье преуспевающего бизнесмена. В раннем детстве она посещала плавательные бассейны и гимнастические залы. Без ведома отца (но с ведома матери) брала уроки танцев. После первого публичного выступления в роли танцовщицы она поссорилась с отцом - танцы отец не одобрял и хотел в отместку отправить дочь в закрытый пансионат для девушек. Чтобы избежать такой участи она поступила в государственное художественное училище в Берлине, где изучала живопись. В 1919 году отец все-таки отправил ее в один из пансионов, но танцами она продолжала заниматься и там, принимая участие в самодеятельных театральных постановках. В 1920 году немцам и немкам было не до танцев - путчи, восстания, кризис политический, кризис экономический, инфляция, стремительно превращающаяся в гиперинфляцию. Лени покидает пансион и становится секретаршей на одном из предприятий, принадлежащей ее отцу. Новая профессия дает ей возможность детально изучить бухучет - эти знания в скором времени пригодятся Лени, когда она станет кинопродюсером. Уроки танцев она уже берет не таясь. Среди ее наставниц Евгения Эдуардова, бывшая петербургская балерина. Увлечение хореографией все же приводит к ссоре с отцом и Лени рвет с родителями, чтобы стать звездой сцены. Но эта карьера закончилась не успев толком и начаться - в 1923 году ей пришлось отказаться от сцены из-за разрыва связок.

Если у вас тормозит онлайн-видео, нажмите паузу, дождитесь, пока серая полоска загрузки содержимого уедет на некоторое расстояние вправо(в это время видео скачивается из интернета), после чего нажмите "старт". У вас начнётся проигрывание уже скачанного куска видео.


"Священная гора" (1926) - первый фильм с Лени Рифеншталь в главной роли


Она нашла для себя новые увлечения - кино и альпинизм. Уйти в горы ее заставил фильм Арнольда Фанка "Гора судьбы" (1919). Она встретилась с режиссером фильма и Фанк специально для новой знакомой пишет сценарий фильма "Священная гора". Фанк был профессиональным альпинистом, а в кино он создал новый, доселе неведомый, жанр - "горный фильм". И звездой фильмов этого жанра стала Лени Рифеншталь. "Священная гора" вышла на экраны 17 декабря 1926 года и на следующий день Лени "проснулась знаменитой". Фильм повествовал о двух альпинистах, влюбленных в одну прекрасную девушку (героиню Рифентшталь), ради возлюбленной они совершают опасное восхождение. До вершины добирается только один из героев - он погибает, спасая своего соперника. Годом позже выходит еще "горный фильм" Фанка с Рифеншталь в главной роли - "Большой прыжок". Сюжет фильма похож на "Священную гору" но жанр уже другой - это не драма, а комедия. На съемках фильма Лени сводит близкое знакомство с Гансом Шнеебергом - оператором и исполнителем одной из главных ролей. Возможно, Лени привлекла фамилия этого молодого человека - Шнееберг в переводе с немецкого переводится как "заснеженная гора". Но, как бы то ни было они прожили вместе три года.
В 1928 году Рифеншталь посещает Зимние олимпийские игры в швейцарском Санкт-Морице. Она не просто одна из зрительниц - она пишет серию репортажей о съемках фильма Арнольда Фанка "Белый стадион". В это же время она снимается в фильме "Судьба Габсбургов" и в "горных фильмах" «Белый ад Пиц Палю», «Бури над Монбланом» и «Белое безумие».
В 1932 году Рифеншталь решила попробовать себя в роли режиссера, продюсера и сценариста. В фильмах Фанка, в которых она снялась, главными героями были мужчины-альпинисты, а женщина была просто поводом для соперничества. Ей хотелось сыграть главную роль. Главную роль в своем собственном фильме. Для съемок фильма ей пришлось организовать компанию L.R. Studiofilm и найти спонсора, который вложил в производство фильма 50 тысяч марок. Фильм рассказывал мистическую историю - рядом с горной деревушкой каждое полнолуние сверкает голубое сияние. Местные парни стремятся добраться до этой вершины и срываются в пропасть. Дорогу к горному хрусталю - источнику голубого света знает местная юродивая, героиня Лени Рифеншталь. Фильм имел успех. И не только кассовый. На биеннале в Венеции он получил серебряную медаль.



SOS - Айсберг


В том же 1932 году Рифеншталь впервые услышала в берлинском Дворце Спорта выступление Адольфа Гитлера. Она сама была актрисой и такой талантливый актер, как Гитлер не мог не вызвать ее восхищения (а политикой она почти не интересовалась). Под впечатлением от зажигательной речи во Дворце Спорта она написала будущему фюреру восторженное письмо. Гитлер оказался восторженным поклонником актрисы-альпинистки и вскоре они встретились лично. Встреча, разумеется, была чисто "протокольной" - известный политик побеседовал с известной актрисой. Впрочем, если бы Рифеншталь и была бы убежденной нацистской до мозга костей, заниматься политикой ей было некогда - старый знакомый Фанк пригласил ее на главную роль в фильме "SOS — Айсберг". В наши дни этот фильм проходил бы разряду "экстрим". Съемки фильма велись в Гренландии - на настоящих айсбергах и в настоящих ледниках. Актеры и съемочная группа каждый съемочный день рисковали своими жизнями. Кстати, одну из ролей в этом фильме сыграл Эрнст Удет - летчик-ас Первой мировой (62 победы), впоследствии инспектор истребительной и бомбардировочной авиации Люфтваффе. Премьера фильма состоялась 30 августа 1933 года. Разумеется, этот фильм тоже ждал успех. За время съемок фильма в Германии сменилась власть - 30 января 1933 года рейхсканцлером (главой правительства) стал Адольф Гитлер. А одним из министров в его правительстве стал Йозеф Геббельс (более подробно об это знаменитом пропагандисте мы рассказывали здесь). Пользуясь своим служебным положением (он заведовал всей культурной жизнью в Третьем Рейхе) он завязывал романы с актрисами театра и кино. Но попытка завязать роман с Рифеншталь закончилась для Геббельса провалом. Другой актрисе такой отказ стоил бы карьеры, но у Рифеншталь был такой поклонник, как глава правительства Германии.

В конце августа 1933 года Рифеншталь пригласили на обед в в рейхсканцелярию. По окончании обеда фюрер поинтересовался у Рифеншталь - как у нее идет подготовка к съемкам фильма о предстоящем партийном съезде в Нюрнберге. Вопрос вызвал у Рифеншталь недоумение - о том, что нацисты проводят каждый год свои съезды в Нюрнберге она слышала, а вот то, что она должна снимать фильм об очередном таком съезде, стало для нее открытием. Оказывается, Геббельс "забыл" передать Рифеншталь поручение фюрера. В своих воспоминаниях Рифеншталь приводит высказывание Гитлера по поводу сложившейся ситуации - "Могу себе представить, как завидуют господа из Министерства пропаганды этой молодой, талантливой артистке. Они не могут смириться с тем, что столь почетное задание поручается женщине, да к тому же еще артистке, не состоящей в партии." Но, до съезда оставалось всего три дня, а у Рифеншталь не было ни пленки, ни операторов, ни даже документов, разрешающих съемку. Не было вообще ничего. Помощь в организации съемочной группы Рифеншталь оказал молодой архитектор Альберт Шпеер - будущий рейхсминистр вооружений и один из подсудимых на самом громком из Нюрнбергских процессов. Съемочная группа состояла из пяти человек - три оператора (один из них был знакомым Шпеера, с другим Рифеншталь работала на съемках горных фильмов Фанка), брат Рифеншталь Гейнц, заведовавший финансами и сама Лени Рифеншталь. Финансы, кстати, Лени пришлось занимать. А во время съемок группа столкнулась с открытым противодействием штурмовиков и эсэсовцев - операторам просто не давали снимать. Это не говоря уж о такой мелочи как доносы - Рифеншталь, мол, допускает критические высказывания о фюрере. Съемки этого партийного съезда довели Рифеншталь до нервного срыва. По возвращении в Берлин ее снова пригласили в рейхсканцелярию и она рассказала Гитлеру о своих злоключениях. Гитлер был в ярости. Геббельс получил строгое внушение и четкий приказ - не чинить никаких препятствий фройляйн Рифеншталь во время съемок фильма о следующем всегерманском партийном съезде.



Победа веры (1933)

Но пока Рифеншталь предстояло смонтировать фильм о съезде, который только что закончился. Из того, что удалось снять, получился фильм "Победа веры", продолжительностью один час. Премьера фильма состоялась 1 декабря 1933 года. Сама Рифеншталь оценивала этот фильм как черновик или незаконченную работу, но высокопоставленным зрителям фильм понравился. Впрочем, фильм ждала незавидная судьба - в нем было слишком много Эрнста Рема, главы штурмовиков, расстрелянного после "ночи длинных ножей". И фильм был изъят из проката и отправлен на полку.
"Победа веры" действительно оказалась черновым наброском другого фильма, намного более знаменитого. "Триумф воли" считается классикой документального кино. Теперь о каком-то противодействии не могло быть и речи. Специально для съемок была фильма о партийном съезде 1934 года была создана компания Reichsparteitagfilm GmbH, единственным акционером которой стала Национал-Социалистическая Германская Рабочая Партия. Численность съемочной группы достигла 170 человек. В это число входили и 36 лучших кинооператоров Германии. И операторы снимали не только с рук или со штативов - камеры закреплялись и на флагштоках, съемки велись даже с дирижаблей. Помимо "репортажных" сцен, снимались и сцены постановочные. Всего было отснято несколько сотен часов материала. Из этого материала был смонтирован фильм продолжительностью 114 минут. И этот фильм разительно отличался от привычных репортажей о разного рода политических съездах. По сути дела это был художественный фильм. Главными героями фильма стали фюрер (и вожди рангом поменьше) и сплоченная масса его приверженцев. Лени Рифеншталь создала своего рода стандарт для определенного рода массовых сцен, который используется и в современном кино: художественном, документальном и фантастическом - можно вспомнить сцены из классической трилогии "Звездные войны", а можно вспомнить даже марш гиен из мультфильма "Король-лев".



Триумф воли
О том, что этот фильм получил признание в Третьем Рейхе можно и не говорить. Но он получил признание и за пределами Германии - приз за лучший документальный фильм на международном кинофестивале в Венеции, золотая медаль на Всемирной выставке в Париже.



В 1935 году вышло своеобразное короткометражное "дополнение" к этому фильму - "День свободы. Наш Вермахт". Вермахта в 1934 году еще не было. Был рейхсвер, численностью в 100 тысяч человек - такую армию Германия могла иметь согласно условиям печально знаменитого Версальского договора. Но 16 марта 1935 году Гитлер подписал "Закон о создании вооруженных
сил" - открыто перестал соблюдать Версальский договор и на свет появился Вермахт. И части новорожденной армии приняли участие в нюрнбергском съезде 1935-го года. Но фильм о Вермахте получился короткометражным - всего 15 минут. Ведь многомиллионные армии, способные вести многолетнюю мировую войну не создаются в одночасье.
Впрочем на явные и грубые нарушения Версальского договора "международная общественность" тех лет смотрела сквозь пальцы - Германии в 1936 году выпала честь принять у себя и летние и зимние Олимпийские игры (в течении одного года в одной стране - беспрецедентный случай в истории мирового олимпийского движения). И создание фильма о берлинской Олимпиаде 1936 года поручают Лени Рифеншталь.



Олимпия. Знаменитый пролог

Фильм "Олимпия" стал новым словом в истории мирового кино – первым современным документальным фильмом о спорте. Он смотрится на одном дыхании и семьдесят лет спустя после выхода на экраны.
Режиссерские и операторские приемы найденные во время съемок этого фильма давно вошли в арсенал кинематографистов. Рельсовый операторский кран, одновременная съемка с нескольких камер, подводные съемки – в наши дни этим никого не удивишь. Но в 1936году эти и многие другие приемы были использованы впервые.
Этому фильму не очень повезло с местом и временем действия – XI Олимпийские игры, которым он посвящен, проходили в 1936 году в Берлине – столице нацистской Германии. Итак, «Олимпия» - самый известный фильм об Олимпиаде.
Подготовка к съемкам началась почти за год для Олимпиады. Для обеспечения съемок всем необходимым была основана компания Olympiade-Film GmbH. Главным акционером компании стало Министерство пропаганды Третьего Рейха. Для начала Лени Рифеншталь посещает Зимние Олимпийские игры в Гармиш-Партенкирхене, а с мая 1936 года начинается непосредственная подготовка к съемкам – Рифеншталь и операторы придумывают те самые приемы, которые перевернут представления людей о том, каким должен быть фильм о спорте.
В съемках фильма снова принимали участие более 170 человек. Монтаж фильма занял почти два года – настолько велик был объем отснятого материала. Многие сцены из «Олимпии» навсегда вошли в историю кино. Прыжки с трамплина – спортсмены парят в воздухе на фоне неба. Марафонский забег – сочетание замедленной съемки актеров и ускоренной панорамы улиц. Спортсмены и состязания снимались со всех мыслимых ракурсов. А два года на монтаж фильма были потрачены не зря.



«Олимпия». Прыжки с трамплина

Классикой стал и пролог фильма: статичные планы – античные руины, статуи и плавный переход к сценам с живыми спортсменами. Эти сцены снимались на берегу Балтийского моря в холодную ветреную погоду, и актерам было не так-то просто изображать из себя обнаженных античных олимпийцев. В финальной сцене – церемонии закрытия Олимпиады можно увидеть «Храм Света» - стены этого храма состоят из лучей зенитных прожекторов, расставленных вокруг олимпийского стадиона. Лучи врезаются в ночное небо, становясь подобием колонн. Такую нестандартную декорацию придумал архитектор Альберт Шпеер для Нюрнбергских партийных съездов, но эта дизайнерская находка пригодилась нацистам и во время Олимпиады.
Премьера фильма состоялась 20 апреля 1938 года в Берлине. Затем последовали премьеры во всех европейских столицах (за исключением Москвы, разумеется). Фильм собрал все существующие в Европе кинонаграды, включая и Золотую Медаль Олимпийского Комитета (правда, эту медаль Лени Рифеншталь получила только в 2001 году). Даже документальный фильм о том, как снималась «Олимпия», получил Золотую Медаль Всемирной Парижской выставки.
А за океаном «Олимпия» в прокат так и не вышла – Рифеншталь со своим фильмом прибыла в Америку в ноябре 1938 года и почти одновременно до Америки дошла информация о «Хрустальной ночи» - печально знаменитых еврейских погромах. Ни о каком прокате после этого не могло быть и речи.
После войны перемонтированные версии фильма несколько раз выходили в ограниченный прокат, но кассовым успехом они уже не пользовались.


После войны Лени Рифеншталь пришлось долго доказывать, что она не нацистка. В пользу обвинения свидетельствовала такая весомая улика как «Триумф Воли». Ей пришлось побывать и на скамье подсудимых – для съемок фильма мелодрамы «Долина» она использовала заключенных-цыган из ближайшего концлагеря. По окончании съемок цыгане вернулись за колючую проволоку.
Но в Национал-Социалистической Немецкой Рабочей Партии Рифеншталь никогда не состояла. Любовницей Геббельса, вопреки утверждениям бульварных газет никогда не была. Про Вермахт – основной инструмент завоевательной войны, Риффеншталь сняла только 15-минутную короткометражку. А в 1939 году Рифеншталь отправилась на передовую, воспевать подвиги доблестных германских солдат в Польше. И сразу стала свидетелем такого подвига как расстрел безоружных заложников. После чего ее интерес к подвигам германских солдат упал до нуля. В 1944 году она ответила отказом на просьбу Геббельса снять пропагандистский фильм о «Линии Зигфрида». В ответ Геббельс отказался финансировать съемки многострадальной долины. Так что, нацистской Риффеншталь назвать сложно. Из той же «Олимпии» она не вырезала при монтаже победы чернокожих американских спортсменов, вызвавшие ярость фюрера.

Лени Рифеншталь умерла в 2003 году в возрасте 101 года. После войны она успела завоевать репутацию одного из лучших в мире фотографов. В семидесятилетнем возрасте она увлеклась подводными съемками. Её фильмы вошли в золотой фонд мирового кино.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki
Просмотров: 7812
Другие материалы раздела
             
Редакция рекомендует
               
 

Комментарии (всего 0)

  • Укажите символы,
    которые вы видите на картинке

 
топ

Пропаганда до 1918 года

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

От Первой до Второй мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Вторая мировая

short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

После Второй Мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Современность

short_news_img
short_news_img
short_news_img
 
X