Танки - дебют на поле боя и на страницах прессы

 
В годы Первой мировой противоборствующие армии столкнулись с так называемым "позиционным тупиком". Артиллерия добросовестно перемалывала траншеи первой линии обороны противника, пехота поднималась в атаку и натыкалась на пулеметы второй линии обороны. После чего выжившие пехотинцы отползали обратно. Срочно потребовалась боевая машина, вооруженная пушками и пулеметами, машина, которой не страшны пули и осколки снарядов, машина способная переползать через окопы и воронки от снарядов большого калибра.

К Первой мировой оказались не готовы все армии, принимавшие в ней участие. Создается впечатление, что генералы готовились к новой серии наполеоновских войн начала девятнадцатого столетия — маршевые колонны, пехотные каре, лихие рейды кавалерии и, время от времени, генеральные сражения. Как будто не было до этого американской Гражданской войны, в ходе которой были опробованы картечницы Гатлинга («адские кофемолки» — предки пулеметов) и многозарядные винтовки.
Англо-бурскую и русско-японскую войны генералы тоже проигнорировали. А ведь в ходе этих войн использовались винтовки, продержавшиеся на вооружении добрые полстолетия, а заодно и состоялся боевой дебют машинки Хайрами Максима, выкашивающей пехоту целыми батальонами. Но, генералы всегда готовятся к прошедшим войнам. Итог закономерен — позиционный тупик, толстые стопки "похоронок".
Немцы попытались преодолеть позиционный тупик при помощи так называемых "штурмовых групп" (sturm abteilung — позже это название позаимствуют нацисты для полувоенных формирований своей партии). В "штурмовики" набирали самых отмороженных солдат. Они продвигались к окопам противника за "огневым валом" и катили с собой трофейные легкие трехдюймовки производства Обуховского завода. Первую линию траншей "штурмовики" закидывали вязанками гранат, а огневые точки в глубине обороны расстреливали из трофейных русских пушек. Иногда эта безумная тактика вполне успешно срабатывала.
Англичане пошли другим путем. Еще в 1914 году полковник Суинтон обивал пороги генеральских кабинетов с предложением создать бронированную гусеничную машину, способную передвигаться по пересеченной местности. Но, понимания у генералов энтузиаст создания бронетехники так и не встретил. Зато его замысел пришелся по душе первому лорду Адмиралтейства сэру Уинстону Черчиллю. Так что, появлению на поле боя одного из самых грозных видов сухопутной военной техники, Братания обязана ... военно-морскому флоту. В британском морском ведомстве был создан Комитет Сухопутных Кораблей. И этот комитет сразу взялся за дело. Было рассмотрено несколько проектов сухопутных кораблей, включая трехколесную машину-монстр (диаметр колес — 12 метров!). В конце концов, остановились на более реалистичном проекте Суинтона. Он предлагал построить небольшую гусеничную машину с противопульной броней, вооруженную пушкой и пулеметами, способную преодолевать воронки диаметром до 4 метров. Реализацией проекта занялась машиностроительная фирма Фостера в Лидсе. Прототип первого танка был готов всего за сорок дней. Получившуюся машину назвали "Маленький Вилли" — за внешнее сходство с одним из конструкторов майором Вильсоном (такое вот британское чувство юмора). "Маленький Вилли" представлял собой бронированную коробку, поставленную на шасси трактора "Хольт". Суинтону "Вилли" не понравился — переползать траншеи и глубокие воронки эта машина не умела. И тогда инженерам пришла в голову идея придать корпусу машины форму ромба, а гусеницы пусть охватывают корпус — тогда никакие траншеи и воронки будут этой машине не страшны.
Уже 2 февраля 1916 на испытания новинки пригласили министра вооружений Ллойд-Джорджа. Судьба машины была решена — ее приняли на вооружение. Неофициально новинку назвали "Большой Вилли", а официальное название было слишком лаконичным — просто Mk-I (mark-I или тип-I). Новое значение у английского слова tank (емкость с топливом, цистерна, лоханка) появилось благодаря тому, что на фронт новые боевые машины транспортировали по железной дороге, замаскировав именно под цистерны с топливом (по другой версии – цистерны с водой). Поскольку других имен у новинки еще не было, решили, что сгодится и такое (не называть же его тип-1, в самом то деле). Если бы танки в годы Первой Мировой строили и в России, то, наверняка, они именовались бы в русском языке какими-нибудь "броневиками" или "бронеходами". Но, увы, танки появились в нашей стране лишь в составе армий интервентов в годы Гражданской. Так что у интервентов пришлось позаимствовать и название (помимо британских танков, в составе армий интервентов были и французкие, но французское название танка — "шар де комба" или просто "шар" решительно не годилось — слово шар в русском языке уже было и никаких ассоциаций с грозными боевыми машинами не вызывало).
Боевой дебют британских танков состоялся 15 сентября 1916 года на берегах реки Сомма. Из 49 танков до немецких позиций доползли только 18 (остальные или сломались или завязли в грязи). Тем не менее, эти 18 машин прорвали фронт на глубину до 5 километров! По тем временам — невероятный успех! Мир узнал о появлении на поле боя нового рода войск.
Но дебют танков состоялся не только на поле боя, но и на страницах прессы. Давайте полистаем пожелтевшие страницы.




Журнал War Illustrated рассказывает о подвигах британских танкистов во время битвы при Камбре (ноябрь - декабрь 1917). В ходе этой битвы впервые состоялось массированное применение танков - в бой было брошено более четырех сотен танков одновременно.



Но, если верить журналу Leipziger Illustrirte Zeitung - немецкая пехота танков не боится.



Еще одна иллюстрация на ту же тему из того же журнала.



А это не танк - это дальний его дальний предок, тоже нашедший себе применение на полях сражений Первой мировой. Броневая каретка Шумана представляла собой передвижной ДОТ. Но британские солдаты не боятся германский броневых кареток.



Эта обложка не нуждается в развернутых комментариях.



Старые британские Mk ранних серий утоплены в реке и сыграли роль моста для новых Mk-A "Уиппет" (новинка получила название в честь охотничьей борзой за невероятную скорость на ровной местности - танк мог разгоняться до 13 километров в час!).



Иллюстрированный репортаж о действиях британских танкистов в тылу противника - когда танк сломался, экипаж расправился с немцами при помощи стрелкового оружия.



Немецкая пресса снова убеждает читателей - танки не так уж и страшны.



Прообраз бронетранспортера. Кстати, была специальная модификация Mk V с удлиненным корпусом, которая использовалась почти как полноценный бронетранспортер.



Прообраз ЗСУ.



И снова обложка, не нуждающаяся в развернутых комментариях

Просмотров: 6658
Другие материалы раздела
             
Редакция рекомендует
               
 

Комментарии (всего 0)

  • Укажите символы,
    которые вы видите на картинке

 
топ

Пропаганда до 1918 года

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

От Первой до Второй мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Вторая мировая

short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

После Второй Мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Современность

short_news_img
short_news_img
short_news_img
 
X