Олег "Vehrwolf" Тарасов. Первая мировая. Обложки The Illustrated War News

2011-11-12 | 9712

Великобритания была, пожалуй, единственной страной, в которой в годы Первой мировой выпускались специализированные военные журналы. Во всех прочих странах репортажи с передовой, рисунки и фото, печатались на страницах изданий, выходивших до войны. Война, почти сразу получившая название Великой, разумеется, занимала много места на газетных и журнальных полосах, но никуда не делись и довоенные рубрики - война войной, а жизнь продолжается.
Ярким примером специализированного британского издания, выходившего в годы войны и посвященного только войне и ничему более можно назвать The Illustrated War News (Иллюстрированные военные новости). Основным содержанием этого журнала были фотографии и рисунки. Текста в "Иллюстрированных новостях" было совсем немного. Качество печати было отменным, но и цена соответствовала качеству - издание было рассчитано на состоятельных представителей среднего класса. Предлагаем вашему вниманию подборку обложек этого журнала за 1914-16 годы.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Первая мировая. "Маленькая храбрая Бельгия" на почтовых открытках. Часть II

2011-11-12 | 9508

Продолжаем знакомить вас с почтовыми открытками времен Первой мировой, посвященными "Маленькой Храброй Бельгии". Эта небольшая европейская страна приняла на себя на Западном фронте самый первый сокрушительный удар кайзеровской армии и к удивлению всего мира не дрогнула, а держалась до последнего. И только когда все возможности для сопротивления были исчерпаны бельгийская армия организованно отступила на территорию Франции, где и продолжался сражаться до последних дней войны.
Более того, бельгийцы продолжали борьбу и на оккупированной территории своей страны. Да и не всю территорию Бельгии немцам удалось оккупировать - бельгийцы долгих четыре года удерживали небольшой клочок родной земли на реке Изер.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Первая мировая. "Маленькая храбрая Бельгия" на почтовых открытках. Часть I

2011-11-12 | 17537

Бельгия никогда не входила в число великих военных держав - слишком уж маленькая у этой страны территория, да и призывной контингент невелик. Единственным шансом сохранить суверенитет в случае большой европейской войны был для этой страны нейтралитет, гарантированный великими европейскими державами. Увы, согласно знаменитому плану Шлиффена, немцы планировали нанести удар по Франции именно через территорию Бельгии. Такие досадные мелочи как нейтралитет этой страны никак не волновали кайзеровских генералов. Каких то сложностей с занятием территории этой страны немцы не предвидели. Но своей стойкостью бельгийцы в августе 1914-го удивили весь мир.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Первая мировая. Лубочные плакаты от Владимира Маяковского

2011-11-06 | 21770

Маяковский и плакаты? Да, было такое - все вспомнят и "Окна РОСТА" и рекламу "Моссельпрома". Но к тому времени, как поэт стал рисовать свои знаменитые "Окна" у него уже был опыт работы в этом жанре. Первые опыты в этом жанре относятся к годам войны, которую называли и Великой, и Империалистической, и Мировой. В августе 1914-го Маяковский попытался вступить в армию добровольцем - патриотический порыв охватил тогда все слои общества. Но на передовую его не послали, как политически неблагонадежного. Но в армию он все же попал - по протекции Максима Горького проходил службу в Учебной Автомобильной Школе в Петрограде. А еще он в соавторстве со знаменитым художником-авангардистом Казимиром Малевичем рисовал патриотические плакаты-лубки, небольшую подборку которых мы и предлагаем вашему вниманию.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Гражданская война в России. Плакаты белых. Часть I

2011-11-05 | 40798

Белое движение было разбито не только на полях сражений. Белые потерпели сокрушительное поражение и на пропагандистском фронте. Для пропаганды абсолютно не важно соответствует ли информация на плакате или листовке действительности (впрочем перегибать палку с недостоверной информацией тоже не стоит). Важно только одно - листовке, плакату, газете должна верить "целевая аудитория". А как уж там оно на самом деле - неважно. Белые пропагандисты могли предложить своей аудитории выборы в Учредительное собрание и Единую Россию (одноименной партии еще не было, а лозунг уже был). Красные предлагали: землю - крестьянам, фабрики - рабочим, и мир - народам. И кто в итоге победил? А пресловутый террор был и красный, и белый, и зеленый, и просто террор без политических лозунгов. Гражданская война без "эксцессов" не обходится.
Давайте посмотрим как языком плакатов пытались убедить в своей правоте белые.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Первая мировая. Фриц Бергер - иллюстратор детских журналов и книг

2011-10-23 | 11989

О немецком художнике Фрице Бергере известно немного - родился в Дассау в 1857 году, по окончании гимназии поступил в художественную академию в Лейпциге. Потом перебрался в Мюнхен, где работал портретистом. В годы Первой мировой сменил специализацию - вместо портретов стал рисовать обложки и иллюстрации к детским журналам и книгам. Темой рисунков, разумеется, была война. Умер в 1941 году, в разгар Второй мировой. Вот и все, что о нем известно. Ныне давно и незаслуженно забыт. Он не удостоился даже статьи в немецкой википедии. Скудные биографические данные, приведены выше, мы нашли на одном из сайтов, посвященных Первой мировой войне. А работы этого художника, на наш взгляд, заслуживают внимания.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Первая мировая. Картины Феликса Швормштедта

2011-10-22 | 15595

Феликс Швормштедт (Felix Schwormstaedt) был одним из самых известных немецких художников времен Первой мировой. Его работы публиковали ведущие немецкие журналы, такие как Illustrirte Zeitung или Illustrierte Welkriegschronik. Более того, работы Швормштедта появлялись и на страницах самых известных журналов и по другую сторону фронта (при этом об авторском праве в годы войны никто и не вспоминал). В прессе Антанты его именовали не иначе как немецкий Фортунино Матания (более подробно об этом британском художнике мы рассказывали здесь здесь).
Увы, после войны Феликс Швормштедт был забыт. Предлагаем вашему вниманию подборку его работ.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Aux Enfants qui seront la France de Demain - французская детская книга времен Первой мировой

2011-10-22 | 9161

Aux Enfants qui seront la France de Demain (Для молодежи, которая будет представлять Францию завтра) - так называлась книга французского писателя и художника Жоржа Редона, изданная в разгар Первой мировой войны. Книга представляла собой своего рода морализаторский трактат, написанный с целью нравственного воспитания подрастающего поколения. Главной темой книги была, разумеется, война - дети должны ценить мужество, стойкость и героизм своих отцов, отправившихся на фронт и самоотверженность матерей, оставшихся в одиночестве у домашнего очага. Книга получилась избыточно мрачной для детского издания. Но иллюстрации из этой книги производят сильное впечатление и сегодня.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Детские журналы времен Первой мировой (продолжение)

2011-10-22 | 10560

Журнал Kriegsbuch fur die Jugend und das Volk (Военная книга для юношества и народа) представлял собой молодежную версию популярного издания "der Krieg, Illustrierte Chronik des Krieges" (Война. Иллюстрированная военная хроника). Часто у номеров молодежного и взрослого журнала были одни и те же обложки. На страницах встречались одни и те же иллюстрации. Но в "Военной Книге для юношества" старались публиковать то, что будет интересно именно юным читателям - никаких статей на такие скучные темы, как политика и экономика, только иллюстрированные фронтовые репортажи и приключенческие рассказы.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Первая мировая. Цеппелины на почтовых открытках

2011-10-13 | 11902

Цеппелины стали одним из символов Первой мировой. Неторопливые воздушные гиганты наводили ужас на жителей европейских столиц. Отныне, даже находясь в глубоком тылу, никто не мог чувствовать себя в безопасности.
Разумеется, цеппелины были для немцев законным поводом для гордости. Эти боевые машины часто появлялись на обложках журналов, первых полосах газет, почтовых открытках. Это было не только боевое, но и пропагандистское оружие.
Предлагаем вашему вниманию подборку немецких почтовых открыток, на которых запечатлены легендарные летательные аппараты.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Реклама автомобилей в царской России

2011-10-10 | 13833

Царская Россия не входила в число ведущих автомобилестроительных держав. Крупных автозаводов в нашей стране было всего два — Руссо-Балт в Риге и завод Пузырева (РАЗИП) в Петербурге (кроме них автомобили выпускал еще и самолетостроительный завод DUX в Москве). Строительство еще шести крупных заводов было начато в 1916 году — в самый разгар мировой войны. Но потом были Революция, Гражданская война, разруха ... Ни один новый завод до всех этих событий не был достроен.
Разумеется, недостаток машин собственного производства, компенсировался за счет многочисленных иномарок. Автомобиль в ту пору еще не был средством передвижения, а был предметом роскоши, о котором простой смертный мог только мечтать. Но простой смертный мог полюбоваться рекламными плакатами заморских машин.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Реклама времен Первой мировой

2011-10-06 | 9734

"Реклама - двигатель торговли" - гласит банальная истина. Банальнее звучит, разве что "дважды два четыре", "солнце встает на востоке", "Земля вращается вокруг Солнца" и еще что-нибудь в том же роде. Разумеется, во время любой войны (а уж мировой войны, тем более) максимальную прибыль получают те, кто производит для этой войны "расходные материалы" - оружие и боеприпасы, военную форму и медикаменты. Но и "товары народного потребления" тоже надо рекламировать. Но война накладывает на рекламу свой отпечаток - "моделями" рекламирующими товар становятся люди в военной форме, с оружием и, желательно, на передовой. Предлагаем вашему вниманию подборку рекламных плакатов времен той далекой войны.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Детские журналы времен Первой Мировой. Часть I

2011-10-06 | 8995

В годы Первой Мировой специальная пресса была не только у солдат на передовой. В большинстве стран - участниц этой войны выпускались военные журналы для самых юных читателей.
В Германии примером такого издания может служить 'Kriegsblatter fur die deutsche Jugend' (Военный журнал для немецкой молодежи). Это было издание небольшого формата, на страницах которого печатались рассказы о войне. В каждом номере можно было найти иллюстрации известного художника Альберта Райха. Работы этого художника мы и предлагаем вашему вниманию.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Первая мировая. Немецкая пресса о немецких подводниках

2011-10-03 | 8713

На протяжении почти всей Первой мировой могучие линкоры - предмет законной гордости великих морских держав, находились в портах. Да, можно вспомнить немало исключений из этого правила (включая и такое масштабное исключение как Ютландское сражение). Но в общем и целом все было примерно так. Огромные дредноуты - слишком уж дорогостоящие корабли, чтобы терять их понапрасну.
А вот такой молодой вид морского оружия, как подводные лодки, активно применялся всю войну. На счету субмарин всех воющих стран - потопленные суда, суммарный тоннаж которых превышает 19 млн. регистровых тонн. И значительная часть этой астрономической цифры приходится на долю немецких подводников.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Танки - дебют на поле боя и на страницах прессы. Часть II

2011-10-02 | 7352

Мы уже рассказывали о том, как освещала британская пресса появление на поле боя такого нового грозного оружия, как танки. Теперь давайте предоставим слово французам - ведь Франция стала второй страной после Великобритании, освоившей производство танков.
Под катом - краткий рассказ французских танках и иллюстрации из журнала La Guerre Documentée.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Battle Hymn of the Republic – гимн северян

2011-10-02 | 14022

Из музыки времен американской Гражданской войны мне больше нравятся песни южан. И не только по той причине, что мои симпатии целиком и полностью на стороне Юга. Они просто лучше. Но и у северян, надо признать, тоже были превосходные песни. Battle Hymn of the Republic – любимая из них.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Первая мировая. Бельгийская пресса о немецких зверствах

2011-09-26 | 9126

В бельгийской прессе мировая война не закончилась с последними залпами, она продолжалась на страницах журналов и газет. Бельгия приняла на себя первый удар немецкой армии. Большая часть страны на протяжении четырех лет войны была оккупирована. Конечно же, немецкий оккупационный режим на территории Бельгии в 1914-18 годах не идет ни в какое сравнение с оккупационным режимом, например, в Белоруссии в годы Второй мировой. Но, по официальным данным немцы казнили пять с половиной тысяч мирных граждан Бельгии. Для небольшой европейской страны - огромная цифра.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Траншейные "граффити" Первой мировой

2011-09-19 | 9586

Человек всегда стремился украсить свое жилище. И пусть это жилище находится на передовой - траншея, палатка, полуразрушенный дом в прифронтовой полосе. Если есть время, то и такой дом можно и даже нужно украсить. Солдаты рисовали на стенах палаток и домов, лепили статуи из песка и грязи. Из подручного материала делали и украшения и вполне полезные предметы. Например, для французов были очень актуальны самодельные зажигалки - правительство еще до войны обложило налогом все средства добывания огня, включая спички и зажигалки.
Разумеется, большинство солдатских рисунков, статуй из недолговечных материалов, украшений из того, что подвернется под руку, до наших дней не дожили. Да и не все художники пережили войну. Но часть таких образцов народного творчества попали в объективы фотокамер. Предлагаем вашему вниманию подборку художественного творчества солдат Первой мировой.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. le Regiment - французский юмористический журнал времен Первой мировой

2011-09-19 | 9756

le Regiment - журнал, выходивший и до начала войны, которую в Европе называют Великой. Но с началом военных действий он превратился в чисто солдатский журнал, призванный скрасить тяготы окопной жизни. В этом издании было были четыре страницы полноцветной печати. Иногда встречались и красочные вкладки на целый разворот.
В журнале подались и более чем "откровенные" по меркам того времени иллюстрации. Печатались и карикатуры, анекдоты, короткие рассказы. Предлагаем вашему вниманию подборку обложек le Regiment.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Первая мировая на страницах Leipziger Illustrirte Zeitung

2011-09-16 | 11518

Leipziger Illustrirte Zeitung в годы Первой мировой был одним из самых дорогих немецких иллюстрированных журналов - номер стоил целую марку (в 8-10 раз дороже других изданий подобного рода!). Но журнал пользовался популярностью - за свои деньги читатель получал красочные обложки и иллюстрации, превосходные репортажи и фотографии с передовой. А еще там печатались романы разных жанров, были и рубрики, посвященные культурной жизни. Предлагаем вам подборку обложек этого издания времен той далекой войны.

 

Страница

 
 
топ

Пропаганда до 1918 года

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

От Первой до Второй мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Вторая мировая

short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

После Второй Мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Современность

short_news_img
short_news_img
short_news_img