Советско-финское военное противостояние является весьма благодатным материалом для изучения формирования и эволюции образа врага как феномена массового сознания. Причин тому несколько. Прежде всего, любые явления лучше всего познаются в сравнении. Возможности для сравнения в данном случае открывает само развитие советско-финского конфликта, историческое разделение его на две неравные части.
В годы Первой пятилетки, когда была окончательно ликвидирована женская безработица и женщины стали постоянным источником притока рабочей силы (в годы Второй пятилетки численность рабочих в стране росла ежегодно только за счет приема на работу женщин), государство практически целиком взяло на себя функцию воспитания детей. Социальная сфера была также напрямую связана и с производством. Считалось, что организация быта в городе и на селе полностью освободит женщину от семейных забот и позволит ей целиком отдать себя строительству социализма.
Вскоре после революции отдел Охраны материнства и младенчества Наркомздрава РСФСР начал ежегодно проводить в стране «Неделю ребенка». Плакаты новой России утверждали: «Дети — цветы жизни!» Дома ребенка изображались на них в виде роскошных дворцов с портиками, украшенными колоннами, экспроприированных у бывших хозяев, а дети — щекастыми здоровяками.
Борьба с дизентерией, холерой, пьянством, оспой, вшами - вот только некоторые темы советских плакатов на тему здоровья.
Подборка советских плакатов, предназначавшихся для агитации жителей Азербайджана, Татарстана, Башкирии и Средней Азии.
Стенограмму лекции кандидата исторических наук, заведующего сектором Отдела стран СНГ Института востоковедения РАН Владимира Бобровникова, посвящённая теме ислама в советской пропаганде в 1920-1930-е годы.
Предлагаем вам ознакомиться со второй частью подборки плакатов "Интуриста", пропагандирующих туризм в СССР для иностранцев.
В СССР было проведено 8 переписей населения - в 1923, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 г. Т.к. точный учёт населения позволял лучше планировать экономическое развитие государства, то переписям уделялось большое внимание, и государство агитировало население участвовать в них.
Социальная реклама в сталинском СССР была весьма разнообразной. Это и борьба с пьянством и курением, и пропаганда чтения, борьба за гигиену, пропаганда физкультуры, занятий спортом и туризма, пропаганда честного труда.
Существует мнение, что в советское время героизм русских войск в годы Первой мировой войны находился в забвении. Действительно, это верно для общественного дискурса (где история используется для интерпретации социальных процессов и объяснения наиболее значимых проблем в обществе): войне отводилась роль всего лишь катализатора социально-экономических противоречий Российской империи, который ускорил ход объективных тенденций и привел к «торжеству Великого Октября». Вместе с тем для героизма в публичном пространстве место все же осталось: им были страницы мемуаров, опубликованных в это время.
После 20 съезда КПСС в 1956 г. в СССР стали сносить памятнику Сталину - уцелели лишь единицы, от большинства из них остались лишь фотографии. О том, как увековечивали вождя народов в скульптуре, читайте в этой статье.
Агитация за вступление в Красную армию, борьба с панами, казачий вопрос, борьба с Петлюрой, помощь Донбассу - вот темы плакатов Гражданской войны на Украине 1917—1921 годов.
Коллективизация в СССР сопровождалась активным поиском классовых врагов, которые, по мнению советской власти, мешали созданию колхозов. Естественно, борьба с "классовыми врагами" активно отражалась на страницах прессы.
Субботники, то есть сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время были весьма распространены в СССР и всячески поощрялись советской властью.
21 января 1924 года скончался первый лидер советского государства Владимир Ильич Ленин. Предлагаем вам ознакомиться с материалами советской прессы, посвящёнными этому событию.
Предлагаем вам подборку советских плакатов, посвящённых пропаганде спорта.
Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина была создана 19 мая 1922 года и просуществовала до распада СССР в 1991 году. Целью организации было воспитание советских детей в духе "коммунистической идейности и преданности Советской Родине, пролетарского, социалистического интернационализма, сознательного отношения к труду и общественному достоянию, освоению духовной культуры, непримиримости ко всему, что чуждо социалистическому образу жизни".
Интерес сталинского общества к «народно-поэтическому творчеству» выразился не только в тиражировании идеологически инспирированных текстов «советского фольклора» о партийных лидерах, бойцах Красной Армии и представителях «героических» профессий, но и в эксплуатации жанровых форм, образов, символов. Данная статья посвящена проблемам генезиса одного из устойчивых фразеологизмов этого времени — словосочетания «сталинские соколы».
В 1931-1933 годах силами заключённых ГУЛАГа был построен Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Белое море с Онежским озером. Стройка стала самой значительной за первую пятилетку. В 1934 году коллективом советских писателей под редакцией М. Горького, Л. Авербаха, С. Фирина была написана книга "Беломорско-Балтийский Канал имени Сталина: История строительства 1931—1934 гг.". В 1935 году она была издана в английском переводе в "Нью-Йорке" под названием "Belomor, An Account of the Construction of the New Canal between the White Sea and the Baltic Sea".
Одной из самых спорных страниц в истории русской фольклористики времен существования Советского Союза является широко масштабная кампания по созданию произведений устного советского эпоса. В начале 1930-х годов официозной наукой была поставлена перед собирателями задача найти в русской деревне песенные и прозаические повествовательные произведения о счастливой советской действительности и о героях нового времени.