Олег "Vehrwolf" Тарасов. Вторая мировая. Японская пропаганда для Индии

2012-01-22 | 14412

Вступив в войну с огромной Британской колониальной империей, Япония очень рассчитывала на поддержку народов, покоренных британцами. Ведь официальной причиной вступления Японии в войну было создание Великой Восточноазиатской Сферы Взаимного Процветания, а вовсе смена хозяев в колониях - с британских колонизаторов на японских.
Особые надежды японцы возлагали на Индию - "жемчужину в короне Британской империи". Ведь никаких поводов быть горячими патриотами Британии у индусов не было.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Вторая мировая. Германские рождественские открытки для союзников.

2012-01-20 | 14047

Рождество Христово - главный праздник для любого христианина любой конфессии. В годы Второй мировой в Северной Африке и на Западном фронте в Европе Рождество отмечали по обе стороны фронта - солдаты Вермахта были католиками или лютеранами, британцы исповедовали англиканство, американцы были или протестантами или католиками. На время праздника боевые действия, к сожалению, не прекращались. Но война войной, а праздник отметить все равно нужно. И, разумеется, главный праздник для верующих людей (да и для не верующих Рождество все равно остается праздником) не могли обойти вниманием пропагандисты. Немцы печатали для союзников большие тиражи рождественских открыток. Разумеется, нацистские пропагандисты не преследовали такую цель, как поздравить солдат противника с праздником. Нет, каждая такая открытка напоминала о том, что Рождество лучше отмечать дома, а не на фронте.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Вторая мировая. Рождественские открытки Вермахта.

2012-01-20 | 16431

Мы уже рассказывали о том, как в Третьем Рейхе праздновали Рождество. В общем и целом - примерно так же, как и в других странах, исповедующих христианство. Нацистская специфика проявлялась только в наличии свастик или языческих рун в елочных украшениях.
А вот рождественские открытки для солдат на фронте были в Третьем Рейхе абсолютно аполитичными - никакой нацистской символики. В развернутых комментариях эти открытки не нуждаются. И они мало чем отличаются от рождественских открыток времен Первой мировой, о которых мы рассказывали здесь.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Военная живопись Третьего Рейха. Ханс Лиска

2012-01-11 | 33022

Ханс Лиска был, пожалуй, самым известным немецким художником, работавшим в годы Второй мировой. Часть его работ мы уже приводили в этой подборке немецкой батальной живописи. Всю войну он прослужил в одной из рот пропаганды. Ведь немцы "к штыку приравняли перо" в самом что ни на есть прямом смысле слова - выделили пропаганду в особый рот войск. Солдаты-пропагандисты должны были уметь не только писать репортажи, снимать эффектные фотографии и не менее эффектные кинокадры, рисовать фронтовые пейзажи. Они проходили и обычную военную подготовку немецкого пехотинца. В нашей стране фронтовые корреспонденты тоже проходили военную подготовку и получали офицерские звания, но все же в отдельный род войск пропагандистов у нас никто не выделял.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Лили Марлен - самый известный солдатский шлягер

2012-01-10 | 20882

История не сохранила имени немецкого лейтенанта, который летом 1941 года, находясь в отпуске в Вене, заглянул в музыкальный магазин и купил пластинку с никому тогда не известной песней. Местом службы лейтенанта было "Солдатское радио Белграда", вещавшее на все Средиземноморье, основными слушателями которого были солдаты Немецкого Африканского Корпуса. В этот магазин лейтенант заглянул именно по служебным делам - купить немного музыкальных новинок для своей радиостанции. И в числе прочего он купил и песню "Лили Марлен" в исполнении Лэйл Андерсон.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Плакаты Второй Мировой. Италия. Часть II

2012-01-02 | 21206

Продолжим наше знакомство с итальянскими плакатами времен Второй мировой (начало разговора - см. здесь). Мы уже вспоминали о том, что к попытке создать Великую Италию (что-то вроде Римской империи, но не такое глобальное) и сделать Средиземное море Mare Nostrum ("нашим морем"), Муссолини приступил еще в 1935 году, напав на Абиссинию. Потом было участие в Гражданской войне в Испании, оккупация Албании. А 10 июня 1940 года Италия официально вступила во Вторую мировую, объявив войну Франции и Великобритании.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Плакаты Второй Мировой. Италия. Часть I

2012-01-02 | 26244

Привычный нам термин "немецко-фашистские захватчики" не совсем точен. Идеология, которой придерживались немецкие захватчики, называлась "национал-социализм". А фашизм был в Италии. Впрочем, красноармейцам было абсолютно неважно, как именно называется тот "изм", который исповедуют те, кто пришел к нам без приглашения, бомбит наши города, разоряет наши деревни и убивает наших соотечественников. Важно было другое - целиться поточнее.
Но и те, кого можно назвать без всяких ошибок итало-фашистскими захватчиками, тоже появились на нашем Восточном фронте. Что они забыли в наших заснеженных степях, раскинувшихся так далеко от солнечной Италии? Да просто их вождя - Бенито Муссолини, вдохновляли воспоминания о Римской Империи, а мысль о том, что нацистская Германия захватит в Европе все, что только можно без всякой помощи со стороны фашистской Италии, великого Дуче совсем не радовала.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Новогодние открытки Великой Отечественной или просто с Новым Годом!

2011-12-31 | 22675

Как еще может поздравить с Новым Годом редакция сайта, носящего название "История Пропаганды"? Конечно же, новогодней пропагандой и ничем иным. Если быть более точным - подборкой советских новогодних открыток времен Великой Отечественной.
От комментариев и подписей к открыткам на сей раз воздержимся - никакой нужды в них нет.
С Новым Годом, друзья!

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Военная живопись Третьего Рейха. Часть IV

2011-12-26 | 21816

В предыдущих подборках военной живописи Третьего Рейха были представлены образцы именно живописи - картины маслом. А в этой подборке широко представлена и графика. Героями большинства рисунков стали пехотинцы. Немецкая пропаганда в военные годы делала национальными героями Рейха представителей совсем других родов войск. Ганса-Ульриха Руделя, например, совершившего две с половиной тысячи боевых вылетов на Ю-87 "Штука", или Эриха Хартмана, летчика-истребителя, которому засчитали 352 победы в воздушных боях, или танкиста Михаэля Виттмана, которому приписали уничтожение 138 вражеских танков и САУ. Но и про простых пехотинцев немецкие художники тоже не забывали. Разумеется, то что творили простые немецкие пехотинцы, например, в оккупированной Белоруссии художники не рисовали. На рисунках, предлагаемых вашему вниманию, немецкие пехотинцы просто воюют. Пехота - основа любой армии. Сколько бы там самолетов не сбили асы-истребители и сколько бы не сожгли вражеских танков асы-танкисты основная боевая работа все равно приходится на простых ничем не знаменитых пехотинцев.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Военная живопись Третьего Рейха. Часть III

2011-12-26 | 25798

"Каждый художник, который изображает небо зеленым, а траву голубой, должен быть подвергнут стерилизации" - это высказывание принадлежит художнику, картины которого не украшают самые известные музеи мира и не продаются с именитых аукционов за шестизначные суммы в долларах, фунта или евро. Автор высказывания "прославился" вовсе не как художник. Он всего-навсего развязал самую кровопролитную войну в истории человечества. А незадолго до этого он навел порядок в живописи той страны, которую возглавил. Никакого кубизма, импрессионизма и прочего "изма". Обычный классический реализм, все остальное - "дегенеративное искусство". Давайте продолжим знакомство с немецкой реалистичной батальной живописью времен Второй мировой.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Военная живопись Третьего Рейха. Часть II

2011-12-26 | 22307

Продолжим знакомство с батальной живописью Третьего Рейха. Героями подборки, предлагаемой вашему вниманию, стали летчики, танкисты и пехотинцы. Германские асы считаются самыми результативными асами Второй мировой. Если просуммировать их боевые счета, то получается, что они каждый советский самолет сбили минимум по четыре раза. И это только советские самолеты. А ведь своя авиация была и у наших союзников. По каким причинам они не удерживали полное и безраздельное господство в воздухе до самого последнего дня войны остается загадкой, которую историки не могут разгадать и по сию пору.
Не менее результативными были и немецкие асы - танкисты. Опять таки, непонятно, на чем наши деды доехали до Берлина, если по немецкой статистике каждый советский танк немедленно уничтожался в тот момент, когда его увидит наводчик немецкого танка. Но, немецкая методика подсчета потерь противника - тема, не относящаяся к тематике нашего сайта. А танки, самолеты, летчики, танкисты и пехотинцы на живописных полотнах относятся к тематике нашего сайта самым непосредственным образом.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Военная живопись Третьего Рейха

2011-12-26 | 20531

Как известно, Гитлер в юности зарабатывал на жизнь тем, что рисовал достопримечательности Вены. И даже во время Первой мировой, будучи ефрейтором 16-го резервного баварского полка, в перерывах между боями рисовал пейзажи Фландрии. Когда бывший уличный художник и отставной ефрейтор занял пост рейхсканцлера Германии, в этой стране жили всемирно известные художники - авангардисты и экспрессионисты. Такие, например, как Василий Кандинский и Пауль Клее. Творчество таких художников было объявлено "дегенеративным искусством", их картины были изъяты из выставочных залов, а самим художникам пришлось спешно покинуть Германию. В национал-социалистической Германии осталось только одно направление живописи - реализм.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Плакаты Второй Мировой. Канада

2011-12-22 | 16457

10 сентября 1939 года Канада объявила войну Германии. Впрочем, на момент объявления войны у Канады по сути дела не было армии, а численность того, что было составляло всего 51 тысячу плохо обученных солдат и офицеров. Но за годы войны военную форму одели 1 миллион 100 тысяч канадцев (при населении в 11 миллионов). Разумеется, говорить о решающем вкладе именно Канады в победу стран Антигитлеровской коалиции не приходится, но можно говорить, например, о весом вкладе в победу в Битве за Атлантику. А эта битва пусть косвенно, но касалась и нас - из канадских портов уходили конвои в Мурманск.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Плакаты Второй Мировой. Британия. Часть II

2011-12-21 | 10742

Продолжим знакомство с британскими плакатами времен Второй мировой войны, предназначенными не для для солдат или рекрутов, а для обычных гражданских, тех кто остался в тылу.
Часть плакатов из этой подборки посвящены такой актуальной теме как затемнение. Актуальной для города, который бомбят. К счастью, нас не бомбят и нам сложно представить, что это такое. Во время налета вражеских бомбардировщиков в ночном городе может светло как днем - пожары, прожектора, взрывы... А если ночь выдалась тихая? Тогда, перемещаясь по городу, нужно соблюдать определенные правила безопасности, о которых и рассказывают плакаты.
Значительная часть представленных в этой подборке работ представляет собой не сами плакаты, а их эскизы и наброски. Чем, собственно, эти работы и ценны.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Плакаты Второй мировой. Британия. Часть I

2011-12-21 | 24752

"Мы били их раньше. Мы побьем их снова" - гласит подпись к плакату, вынесенному под заголовок. Плакат появился сразу после эвакуации британского экспедиционного корпуса из Дюнкерка, после капитуляции Франции, после того, как Британия осталась с Гитлером один на один, без союзников на континенте. Положение страны критическое, если не безнадежная, но британцы не теряют веры в себя. Они не сдадутся. "И они сказали "Это был наш звездный час" - эта цитата из речи нового премьер-министра Уинстона Черчиля тоже появляется на британских плакатах.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Британская живопись времен Второй мировой. Часть III

2011-12-21 | 11912

Эта подборка картин и рисунков британских художников посвящена британской армии. В начале войны дела у этой армии обстояли далеко не блестяще - если бы не странный "стоп-приказ" Гитлера, остановивший германские танки под Дюнкерком, то армию британцам пришлось бы набирать заново (или набирать не армию, а партизанские отряды и уводить их в холмы и пустоши). В Северной Африке британцы отступали чуть ли не берегов Нила. На Тихом океане Сингапур не оправдал звание "неприступной крепости". Неудача за неудачей, поражение за поражением ...

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Британская живопись времен Второй мировой. Часть II

2011-12-21 | 10994

Продолжим знакомство с творчеством британских художников военных лет. Тема этой подборки - британский флот, военно-морской и торговый. Британия с гордостью именовала себя "владычицей морей" и для такого гордого прозвища были все основания - соперничать с британским флотом мог только флот американский. Но Соединенные Штаты были в годы войны союзником Соединенного Королевства. Если вся тяжесть войны с Германией на суше легла на нашу страну, а с Японией на протяжении десяти с лишним лет на материке воевал Китай, то вклад Великобритании и США в войну на море был решающим (наши военно-морские силы уступали и германским, и итальянским, а на Тихом океане воевать с Японией нам было по сути дела нечем).
Картины и рисунки

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Британская живопись времен Второй мировой. Часть I

2011-12-21 | 16775

Во время Второй мировой во всех странах-участницах самой популярной разновидностью "печатной" пропаганды, разумеется, были плакаты. Но не меньшей популярностью пользовались и картины и рисунки, посвященные или войне вообще или конкретным боевым эпизодам. Это тоже плакаты, только без подписей.
Предлагаем вашему вниманию небольшую серию подборок британской военной живописи. По нашей традиции эти подборки мы разделили по родам войск. Начнем c Roayal Air Force - Королевских Воздушных Сил.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Плакаты Второй мировой. США. Военные займы

2011-12-17 | 19023

Одним из результатов Второй стало создание так называемой Бреттон-Вудской системы - согласно решениям финансовой конференции, прошедшей в американском курортном городке Бреттон-Вуд доллар США становился основной резервной валютой мира. Война принесла огромные прибыли американским финансистам - ведь опустошенным войной странам Европы и Азии требовались американские кредиты, а но протяжении войны союзникам требовалось американское оружие. По объему выпуска военной продукции Соединенные продукции занимали лидирующее положение.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Плакаты Второй мировой. США. Часть I

2011-12-15 | 12750

Шпиономания - явление характерное для любой войны. И для любой страны, ведущей боевые действия. Абсолютно неважно, идет речь о стране, в которой царят свобода и демократия, или о стране, стонущей под гнетом диктатуры. Или, вообще, об абсолютной монархии. Есть война и есть шпионы. Иначе и быть не может. А то откуда еще противник узнает о ближайших планах твоей страны?
Соединенные Штаты Америки не были исключением из этого правила. В борьбе с потенциальными шпионами в годы Второй мировой там поступали не менее радикально, чем во всех прочих странах. Например, шпионом мог стать любой американец японского происхождения. И что же стало с такими американцами? Да ничего особенного - их просто отправили в концентрационные лагеря до окончания военных действий. А для тех, кто своим национальным происхождением не давал никаких поводов упрятать себя за колючую проволоку, издавались огромными тиражами плакаты с единственным призывом - "Не болтай! Беспечный треп может стоить жизней". Предлагаем вашему вниманию подборку американских плакатов на эту тему.

 

Страница

 
 
топ

Пропаганда до 1918 года

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

От Первой до Второй мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Вторая мировая

short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

После Второй Мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Современность

short_news_img
short_news_img
short_news_img