Олег "Vehrwolf" Тарасов. "Это героизм!" или стальные монстры в немецких журналах

2011-08-21 | 16224

Этот рисунок широко известен. Иногда даже указывается первоисточник, из которого он взят — еженедельник Национал-Социалистической Германской Рабочей Партии Illustrierter Beobachter, номер от 21 января 1943 г. Но вот перевод статьи, которую этот рисунок иллюстрируют мне не попадался. Тем не менее, статья заслуживает внимания как феерический образец военной пропаганды. "Иллюстрированный обозреватель" — издание партийное, редакция еженедельника не сидит в промерзлых окопах, а ведет войну на идеологическом фронте. Поэтому представления о передовой у авторов и художников "Обозревателя" слегка туманные.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Борис Ефимов. "Гитлер и его свора"

2011-08-21 | 12556

Борис Ефимов, наверное, самый известный советский карикатурист. Он рисовал на протяжении всей советской эпохи, а покинул этот мир на 109-ом году жизни в новом тысячелетии, когда эта эпоха уже стала достоянием истории.
Его карикатуры стали бессмертной классикой жанра. Но, наибольшей популярностью в наши дни пользуются его работы времен Великой Отечественной войны. Предлагаем вашему вниманию небольшой альбом "Гитлер и его свора", изданный в 1943 году.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Нацистские карикатуры времен Второй мировой

2011-08-21 | 33128

Во время любой войны карикатуры становятся еще более востребованным жанром, чем в мирные дни. Вторая Мировая не была исключением из этого правила - карикатуры рисовали во всех странах участниках этой войны. Предлагаем вашему вниманию подборку карикатур из немецкого журнала Lustige Blätter. Это был один из ведущих юмористических журналов. Он издавался с 1896 года (последний номер журнала вышел в 1944 году). Главные герои карикатур - лидеры стран Антигитлеровской коалиции. Другие популярные герои - это, конечно же, евреи, которые стоят за спиной лидеров антигитлеровской коалиции. Впрочем, были в этом журнале и аполитичные карикатуры и шутки, но о них мы поговорим в следующий раз.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Антиамериканское аниме из 1945-го года

2011-08-17 | 12098

12 апреля 1945 года на экраны японских кинотеатров вышел Momotaro's Divine Sea Warriors (Momotaro Umi no Shinpei – Божественные Морские Воины Момотаро) – первый полнометражный аниме-мультфильм.
В апреле 45-го военные действия велись уже на территории Японии – в самом разгаре была кровопролитная битва за Окинаву. Никто не сомневался в том, что на очереди и другие, более крупные, острова японского архипелага. Японцы готовятся «разбиться как яшма, а не остаться, став черепицей». В бой с «белокожими варварами» (так японцы называли американцев) бросаются и герои японских народных сказок. В Momotaro's Divine Sea Warriors жителей сказочного леса ведет в бой Момотаро (Мальчик-Персик) – один их самых популярных в Японии сказочных героев. Разумеется, Мальчик-Персик и его воинство без труда объясняют «белокожим варварам» насколько они не правы.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. На честном слове и на одном крыле

2011-08-10 | 13109

Эта песня, в исполнении Леонида Утесова и его дочери Эдит, была очень популярна у нас в конце войны и в первые послевоенные годы. Официально она называлась «Бомбардировщик», но в народе ее называли по первой строчке припева – «Мы летим, ковыляя во мгле». А родом эта песня из далекой Америки.
Песню Comin' in on a wing and a prayer (Пришли на крыле и молитве) написал американский композитор Джимми МакХью на слова Гарольда Адамсона. И песня мгновенно стала хитом. Был даже художественный фильм с таким названием (правда, самой песни в нем не было). Популярностью Comin' in on a wing and a prayer пользовалась и по другую сторону Атлантики – одной из первых исполнительниц песни была пятнадцатилетняя британская певица Анна Шелтон (она же , кстати, пела для британских солдат знаменитый немецкий шлягер «Лили Марлен»).

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. «На Урал!» и другие песни Великой Финляндии

2011-08-10 | 10167

Финская песня Njet Molotoff прекрасно знакома всем, кто интересуется историей Зимней войны и Войны Продолжения. Хорошо известна она и тем, кто интересуется не историей, а приколами — мне попадались несколько флэш-мультиков "по мотивам" этой песни. Но, помимо этого суперхита, у финнов было немало других интересных песен. Вчитавшись в подстрочники и переводы текстов этих песен, даже самый упертый либерал усомниться в том, что финны были невинными жертвами агрессии.
Что можно сказать о финских военных песнях в общем и целом? Если не знаешь финского и не вслушиваешься в текст (а я, например, не знаю), то это просто красивые мелодичные песни. А после знакомства с некоторыми текстами наступает легкий культурный шок — ну что, например, забыли сыны страны тысячи озер за Уралом? У них же тогда населения было — меньше чем в одном нашем Питере!

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Запретные мультики Второй Мировой. Часть I

2011-08-10 | 18054

Все мы еще со школьной скамьи знаем о том, что в годы войны «музы не молчали». Правда, речь в этой знаменитой фразе шла о советском искусстве в годы Великой Отечественной. Но, в годы Второй Мировой не молчали музы как у наших врагов, так и у наших союзников. В частности не молчала муза, отвечающая за вдохновение художников-аниматоров, создающих мультфильмы. Ныне многие мультфильмы военной поры можно найти во Всемирной Сети по ключевым словам Banned Cartoons – Запрещенные Мультфильмы.
Почему на современных телеканалах не крутят мультики, созданные в нацистской Германии, наверное, объяснять не надо. Но почему угодили под запрет мультфильмы созданные нашими союзниками по Антигитлеровской Коалиции

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Супермен и спецоперации Второй мировой

2011-08-10 | 10224

В годы Второй мировой войны практически во всех странах, принимавших в ней участие, для поднятия боевого духа в ряды действующей армии призывали популярных кино-героев. В нашей стране, например, в киножурнале «Боевой Кино-сборник» убеждал зрителей бить фашистов рабочий и революционер Максим – герой сверхпопулярной довоенной кино-трилогии: «Юность Максима», «Выборгская Сторона» и «Возвращение Максима».
А в Америке в армейские ряды призвали в первую очередь героев мультфильмов. О том, как проходила действительная воинская служба у героев Диснея и «Веселых Мелодий» мы уже рассказывали. Но вот Супермен, как ни странно, сумел избежать всеобщей воинской повинности, распространявшихся на всех мужчин призывного возраста, имеющих американское гражданство. Его лишь время от времени привлекали для проведения спецопераций. Или не привлекали, а он сам приходил к выводу – «Это работа для Супермена».

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Американская пропаганда. Вторая мировая война.

2011-08-09 | 13322

Американский шоу-бизнес вступил в войну задолго до «Дня Позора» - 7 декабря 1941 года. Американские линкоры мирно стояли на рейде Пёрл-Харбора, американские политики говорили о нейтралитете, изоляционизме, невмешательстве ни в какую войну где бы то ни было, а война уже шла на страницах журналов и комиксов, экранах кинотеатров. Самым дальновидным политикам и военным было ясно, что изоляционизм и нейтралитет – это ненадолго, воевать придется и к войне нужно готовиться заранее. И такой «допризывной» подготовкой должна заняться американская пропаганда.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Советская пропаганда. Великая Отечественная.

2011-08-09 | 11674

«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» - такие слова прозвучали в радиообращении В. М. Молотова, главы советского правительства, 22 июня 1941 года. Текст обращения был согласован с И. В. Сталиным, так что авторство этого лозунга часто приписывают Верховному Главнокомандующему. Как видите, в роли талантливых пропагандистов уже в первые часы войны выступило высшее руководство страны.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Фашистская пропаганда

2011-08-09 | 29444

Для начала определимся с терминологией. Пленные немцы очень обижались, когда наши конвоиры называли их фашистами – ведь фашизм был в Италии, а у них был национал-социализм. Но, для советских людей какой-то особой разницы между фашизмом и национал-социализмом не было, так что и мы будем пользоваться устоявшимся термином (хотя и знаем, что некоторая разница между этими «учениями» есть.
Фашистская пропаганда имела одну особенность – она была всеобъемлющей, охватывала все сферы жизни рядового немца. И пропаганде нацисты уделяли самое пристальное внимание с самых первых дней существования их движения.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Рождество в Третьем Рейхе

2011-08-07 | 21212

В Третьем Рейхе праздновали Рождество, никто его не запрещал и не пытался заменить его каким-нибудь партийным нацистским праздником. И речи не могло быть о том, чтобы отправлять граждан Рейха за колючую проволоку только за то, что они наряжают рождественскую елку. Тем не менее, нацистская пропаганда приложила максимум усилий для того, чтобы превратить в Германии этот праздник в Рождество без Христа.
Под катом - некоторые особенности Рождества по-нацистски.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. А был и такой "Титаник"

2011-08-07 | 9587

Нацистский. Вышедший на экраны в 1943-ем году. Если самый знаменитый "Титаник" - незамысловатая "лав стори" на фоне грандиозных декораций, то немецкий "Титатаник" 43-его года это в первую очередь пропаганда. Антибританская, разумеется. Британцы в этом фильме - жадные и некомпетентные, вот у них "Титаники" и тонут.
Про создание этого фильма тоже можно снять драму. Первому режиссеру фильма Герберту Селпину очень не понравился сценарий, одобренный доктором Геббельсом и он разругался и со сценаристом, и со съемочной группой и с самим Геббельсом. В итоге 31 июля 1942 года, он оказался в застенках гестапо. Но долго не просидел - уже 1 августа его нашли повешенным в тюремной камере. До сих пор неизвестно - то ли он сам повесился, то ли ему помогли. Сменивший Селпина в режиссерском кресле Вернер Клинглер намек понял и в несогласные не рвался - снимал так, как это надо заказчику. Получилась весьма недурственная драма. Тем более, что доля истины в антибританском пафосе фильма есть - и жадности и некомпетентности в этой трагической истории хватало.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Обложки журнала Pimpf

2011-08-07 | 22102

В Веймарской Германии было множество молодежных организаций и союзов. Например, каждая из многочисленных политических партий считала своим долгом создать что-нибудь молодежное и организованное. После 30 января 1933 года молодежных организаций в Германии осталось всего три штуки.
Одной из них была такая организация как Jungvolk. В нее в обязательном порядке принимали мальчиков в возрасте от 10 до 14 лет (те, кому перевалило за 14 вступали в Hitler-Jugend — организацию для взрослых серьезных пацанов).

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Черчилль в нацистских карикатурах

2011-08-07 | 22830

В военное время главной мишенью карикатуристов любой воюющей страны становятся лидеры стран - противников. Разумеется, не был исключением из этого правила сэр Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании. Немецкие карикатуристы за время Второй мировой нарисовали на британского премьера тысячи карикатур.
Впрочем, на страницах нацистских журналов Черчиль появился задолго до того, как началась война. Он и до того, как стал премьером, был заметной фигурой.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Американский фильм "Почему мы сражаемся. Битва за Россию"

2011-08-04 | 12265

В нашей стране в годы Второй мировой никому бы и в голову не пришло снимать фильм с названием "Почему мы сражаемся". И так всем без исключения было ясно почему и за что. За океаном ситуация была несколько иной.
До войны Соединенные Штаты официально придерживались политики изоляционизма - чужие дела и чужие войны американцев не волнуют. После 7 декабря 1941 года ни о каком изоляционизме и речи быть не могло - Вторая Мировая наконец добралась и до Америки.

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. А были и такие нацистские журналы (N.S. Frauen Warte)

2011-08-04 | 22553

"Нацистские журналы" - это не только Signal или Der Adler, но и сугубо гражданские. Например, женские. С обложками таких журналов мы и предлагаем вам ознакомиться.

 

"Убей немца" в советской пропаганде

2012-07-26 | 53285

После того, как советский писатель и журналист Илья Эренбург (кстати, советским он стал только в 1940-м году, вернувшись в СССР из эмиграции) 24 июля 1942 г., в разгар летнего наступления немецких войск на Дону, опубликовал в "Красной звезде" пропагандистскую статью "Убей немца". Адольф Гитлер лично распорядился поймать и повесить Эренбурга. Нацистская пропаганда дала Эренбургу прозвище «Домашний еврей Сталина».

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Советская пропаганда для немецких солдат

2011-07-31 | 14611

Вторая Мировая война, ставшая для нас с 22 июня 1941 года Великой Отечественной, не могла не вестись и на пропагандистском фронте. Противник, в этом плане, у нас был более чем опасный – нам противостояло Министерство Просвещения и Пропаганды Третьего Рейха, возглавляемое талантливым пропагандистом Йозефом Геббельсом.
Миллионными тиражами печатались листовки – «пропуска в плен» с незамысловатыми лозунгами типа «Бей жида – большевика, морда просит кирпича», на оккупированных территориях издавались столь же огромными тиражами газеты и брошюры с броскими названиями (например, «Гитлер – освободитель»)

 

Олег "Vehrwolf" Тарасов. Оловянные солдатики Третьего Рейха

2011-07-30 | 19279

Как ни странно, в детских игрушках Третьего Рейха ничего особо одиозного мне найти не удалось — ни игрушечных виселиц, ни оловянных карателей, ни концлагерей для кукол. Но, разумеется, игрушки были средством пропаганды для самых маленьких и поэтому они до предела политизированы и милитаризированы. Впрочем, разного рода солдатики и танчики и в наши дни — самые популярные детские игрушки в тех странах мира, в которых дети не играют с настоящими автоматами Калашникова.

 

Страница

 
 
топ

Пропаганда до 1918 года

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

От Первой до Второй мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Вторая мировая

short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

После Второй Мировой

short_news_img
short_news_img
short_news_img
short_news_img
топ

Современность

short_news_img
short_news_img
short_news_img